Динамичное развитие рынка интернет-торговли связано не только с тем, что в период пандемии многие клиенты ограничили посещение физических магазинов и прямые контакты с продавцом. О популярности постаматов, феномене AliExpress, о масштабной цифровой трансформации ретейла в целом известно уже давно. И это ставит новые вызовы перед логистической отраслью, особенно в направлении «последней мили» — доставки товара со склада конечному покупателю.
Интернет-торговле необходимы «физические» перевозки
По данным Росстата, в 2020 году доля онлайн-продаж в общем объеме оборота розничной торговли в России удвоилась по сравнению с 2019-м и составила 3,9%. Исследовательское агентство Data Insight оценивает объем рынка интернет-торговли (b2c) в 2020 году в 2,7 трлн руб. — это 830 млн заказов.
Также отмечается рост направлений e-grocery (реализация продуктов питания) и e-pharma (онлайн-аптеки). Логистические операторы, работающие в этих сегментах, в 2020 году доставили соответственно 69 млн и 78 млн заказов. Причем это далеко не пиковые показатели: отрасль только начинает бурное развитие, ищет оптимальные подходы и экспериментирует с пользовательским опытом.
Внутренняя доставка интернет-заказов — наиболее прибыльное на сегодняшний день направление для логистических операторов. Однако если ранее конечной точкой в маршрутизации товара из распределительного центра становились прежде всего магазины торговой сети, то сегодня эти цепочки сильно усложняются. В частности, появляются варианты доставки до пункта выдачи заказов, до постамата, до двери. Например, только в 2019 году Wildberries открыл более 10 тыс. пунктов выдачи заказов, а OZON построил крупнейшую в стране сеть постаматов. Игроки e-commerce создают огромный спрос на курьеров, автотранспорт и склады (в том числе небольшие склады «у дома»). Крупнейшие онлайн-ретейлеры и сами становятся логистическими операторами.
В то же время запросы клиентов постоянно растут: потребителям нужна более удобная, быстрая и предсказуемая доставка в определенное время. Особенно высокие требования покупатели предъявляют к продуктовому ретейлу. Фулфилмент в целом становится важнейшим конкурентным фактором в борьбе электронной торговой площадки за потребителя. Чтобы сохранить лояльность клиента и удержать аудиторию, онлайн-продавец должен обеспечивать качественный сервис на «последней миле». Это во многом зависит от того, есть ли у него достаточное количество доступных машин и водителей.
С этим связаны две противоречивые тенденции на логистическом рынке. С одной стороны, в мировом масштабе эксперты прогнозируют динамичное развитие курьерских служб, обеспечивающих доставку на «последней миле», и рост их автопарков. С другой стороны, в России мы уже сегодня наблюдаем дефицит грузового транспорта. Например, в январе—феврале 2021 года количество грузов, проходящих через нашу биржу, увеличилось на 56,2% год к году, тогда как число доступных грузовиков уменьшилось почти на четверть за тот же период.
Ситуация усугубляется тем, что игроки e-commerce активно переманивают в службу экспресс-доставки водителей, ранее занятых в сегменте FTL, а сами перевозчики вынуждены искать средства на обновление устаревшего автопарка. Логистическим компаниям приходится серьезно задумываться об оптимизации бизнес-процессов с учетом изменившихся условий, чтобы сохранить бесперебойные магистральные поставки и обеспечить грамотную логистику «последней мили».
Логистические платформы готовы к новым требованиям
Интернет-магазины доставляют товары конечному покупателю с помощью собственной курьерской службы или отдают эту задачу на аутсорсинг. Но в любом случае, чтобы оптимизировать бизнес-процессы и улучшить качество сервиса, им необходима современная технологичная ИТ-платформа. Она позволит автоматизировать такие логистические функции, как распределение и маршрутизация заказов с учетом различных критериев (габариты и количество груза, адрес доставки, требования к срокам и т.д.), мониторинг и контроль доставки, взаимодействие между диспетчером, водителем (курьером) и клиентом, бизнес-аналитика и отчетность.
Ценность логистической платформы также в том, что управление бизнес-процессами, связанными с доставкой, происходит в режиме одного окна. Благодаря этому все участники перевозки связаны между собой. К примеру, водителю доступна полная информация о заказе. Он, в свою очередь, общается с диспетчером и покупателем с помощью мобильного приложения и отмечает статус заказа.
Отслеживание транспортного средства на маршруте и оповещение грузополучателя о сроке доставки происходит автоматически, а вся аналитика по результатам каждого рейса доступна онлайн. Также на современных платформах контрагенты могут быстро обменяться электронными документами. При этом сегодня сервисы постоянно совершенствуются, в них встраивают алгоритмы машинного обучения, которые позволяют, например, проверять исполнителей на благонадежность или определять справедливую рыночную стоимость перевозки.
Логистические платформы стремятся стать экосистемой цифровых сервисов, которую можно использовать для полного цикла доставки грузов — от получения заказа до проведения расчетов и отправки отчета о выполнении. За счет этого все процессы становятся прозрачнее, а количество рутинных операций и влияние человеческого фактора сокращаются. Хотя объем заказов за последнее время значительно увеличился, а требования к скорости и качеству доставки на «последней миле» выросли, биржи грузоперевозок смогут быстро перестроиться под запросы электронной коммерции.
Безусловно, всем игрокам отрасли придется оптимизировать автопарк и отрабатывать новые для себя сценарии, например доставку из распределительного центра до пункта выдачи заказов. Однако все это по большей части связано с организационными моментами, а не с необходимостью модернизировать ИТ-инфраструктуру. Многие цифровые сервисы для логистов, экспедиторов и водителей давно отработаны на длинных маршрутах, и адаптировать их под новые условия достаточно просто.
Автор: Святослав Вильде, основатель и директор Биржи грузоперевозок ATI.SU
Источник: pro.rbc.ru