Что привело тебя в грузоперевозки? Чем ты занимался до этого?

— Я был военнослужащим. Начались сокращения, и я решил уволиться по выслуге лет — ушел, так сказать, на пенсию. Пошел искать другую работу. Разослал резюме в Белгородские компании, но меня не устраивала зарплата. В среднем это было 15-20 тысяч за график 5/2, а 5-7 тысяч я бы тратил только на дорогу до работы.

У меня когда-то был небольшой бизнес — продажа автозапчастей. Остался маленький грузовик ISUZU ELF, на котором я раньше перевозил для магазина автозапчасти: двигатели, коробки передач, кузовные детали. Попытался устроиться с ним по месту, в строительную базу. Грубо говоря, «мальчик по вызову» — они звонили мне, когда не справлялась их машина. А-ля нужно перевести 20 мешков цемента: приезжаешь и везешь кому-то, вот и всё. Но оплата была мизерная даже по местным меркам, а работа была сезонная. На зиму пришлось устраиваться в такси, чтобы не просесть.

Я работал сутки через сутки. Стал изучать вопрос грузоперевозок на дальние расстояния и узнал, а точнее, вспомнил про АТИ. Когда еще служил, я уже знал про биржу и посматривал в вашу сторону. Почитал форумы, изучил информацию, понял, что с грузами тут явно веселее, их больше. И есть грузы под мой тоннаж и мою кубатуру — машина была всего на 4 поддона, порядка 12 кубов. Выигрывал за счет грузоподъемности (около 3 тонн). Мы с братом сами сделали «тент» для нее, и я начал работать.

Ну и в конце зимы 2017 я начал работать через сайт АТИ, первые заказы пошли от местной компании. Кондитерка какая-то была. Работали по месту, развозка была по их магазинам. Это 8-12 точек по городу, всё развести и везде успеть было тяжело. Ждал весны, чтобы попробовать дальние расстояния.

Слева Святослав — основатель и управляющий АТИ
Слева Святослав — основатель и управляющий АТИ

Как научился считать выгоду за рейс, планировать маршрут? Понимать, какой груз и по какой ставке брать?

— Когда начал заниматься дальняком, стал читать очень много форумов. И наткнулся на форум, где ребята проводили расчет: что стоит учитывать, что не стоит. Однажды мужчина, у которого было 4 фуры, скинул мне таблицу, показал, как он считает. Не просто как мы обычно считаем топливо, а именно полный расчет. Амортизация, командировочные водителю и т. д. Я начал подстраивать эту таблицу под себя и смотреть, куда стоит ехать, а куда нет.

Когда начал работать, стал анализировать, на какой рейс какие расходы. Плюс общение с людьми: от коллег узнавал, где по каким ставкам ездят.

А как ты общаешься с заказчиками и договариваешься о ставке?

— Если меня не устраивает ставка, я даже не звоню. Но смысл какой? Грузоперевозки — это рынок. Везде и всегда присутствует элемент торговли. Каждый из грузоотправителей закладывает примерно 10-15% на случай, если груз никто не сможет забрать. Условно: ставят ставку 8 тысяч, а я знаю, что этот груз готовы отправить за 10, а то и за 12 тысяч рублей.

Возьмем абстрактный груз из точки А в точку В весом в 1 тонну. Мы знаем, что средняя цена — 10 тысяч рублей за перевозку. Потом этот груз выскакивает на АТИ за 9 тысяч, и я знаю, что тысяча заложена. Звоню и говорю: добавите — и я повезу.

Если груз выставлен с адекватной ценой, то нужно быстрее брать. Таких как ты перевозчиков выстроится очередь. Тогда нет смысла спрашивать — а вы добавите 2 тысячи рублей?

Нормальная логистика – это когда на производстве грузоотправитель закладывает стоимость перевозки в конечную стоимость груза.

Ты делаешь конфеты и знаешь, что они стоят 60 рублей за килограмм. Заложил производство, зарплату работников, но про перевозку забыл. И грузоотправитель начинает: нам бы подешевле, а то нам невыгодно. Да закройте вы свое производство тогда, раз оно невыгодно! 

А что делаешь, когда не оплачивают перевозку? НП и Претензии работают?

— Такое бывает, вот сейчас неоплата висит. Выставляю претензию и жду. Не платят — я позвоню. "Ой, ой, забыли, во вторник заплатим". Понедельник прошел, вторник, среда — в четверг выставляю претензию. Я даю несколько дней на раскачку. 

Помогает?

— Претензии помогают, НП — нет.

Как ты работаешь по направлениям? Понимаешь куда и за сколько ехать?

— Как говорится, кто владеет информацией — тот владеет миром.

Когда я начал работать, у меня не было досконального понятия, где, по каким регионам и по каким ставкам работать. Сейчас я уже знаю, что ехать в Краснодарский край — самоубийство. Туда платят классные деньги, но оттуда ставок нет.

Из Белгорода в Краснодар я повёз 3 груза — 30 тысяч за основной груз и 2 догруза за 9 и за 8,5 тысяч. Итого в Краснодар я уехал за 47,5 тысяч, а из него вернулся за 27. И это фортуна-лотерея — я три дня груз ждал.

Когда ты понимаешь, где платят, ты понимаешь, куда ехать. Если мне предлагают груз на Краснодар, я говорю — оплатите полторы ставки. Я не собираюсь там месяц кукурузу охранять и ждать груз.

Ну а что с заказчиками? Как с ними работаешь? Постоянные или новые?

— Чаще ищу новых. Постоянных клиентов по сути нет. Сегодня компания хорошо работает, а завтра у неё начались какие-то финансовые проблемы, и привычных ставок можно не ждать. Опять же, конкуренция на рынке: нашли какого-то деятеля, который отвёз подешевле, потому что ему срочно надо было уехать. Свозил он не за 10 тысяч , а за 8, и эти постоянники начинают ныть: а нам за 8 возили — ну, ищите теперь за 8! Потыкаются они так пару месяцев, найдут очередного деятеля, который будет им возить за 8 тысяч, а потом говорят — мы 10 лет за 8 возим. А ничего, что цены за это время взлетели?

Пускай вам возят те люди, которые возят за эту сумму. Зачем вы выставляете грузы по таким ставкам на АТИ? У вас же наверняка есть база тех, кто возит? А они говорят — у них машины сломаны, не могут сейчас. Хотите, чтобы машина была исправная — платите!

Сейчас ты ездишь на Валдае. Как выбрал эту машину?

— Выбор был такой. Я видел, что такое Газели и понимал их проблемы. Например, поломки коробки передач, рамы, которые постоянно латали.

А, например, Mercedes ATEGO — старенький, 96 года — стоит под два миллиона. Таких финансов просто не было, и я задумался: либо взять Газель, либо Валдай. Кабина одна, а разница по грузоподъемности, ходовой части, трансмиссии и двигателю очень существенная. Тормоза на Газели как на простых Жигулях, а на Валдае это уже тормоза как на грузовых автомобилях. Я прикинул и взял Валдай 2012 года за 750 тысяч.

А почему не на фуре ездишь?

— Желание есть, в прошлом году открыл категорию Е. Но есть такое понятие — ВЫГОДА. Я всегда стараюсь ее просчитать. Беру лист, делю пополам — слева плюсы, а справа минусы.

Плюсы:

  • Больший заработок.
  • Больше комфорта в отдыхе — большая кабина.

Минусы:

  • Возможность парковки.
  • Проезд по знакам.
  • Весовой контроль.
  • Платон.
  • Бешеная стоимость обслуживания узлов и агрегатов.

И это только навскидку. Просчитав, ты понимаешь – овчинка выделки не стоит.

Я на Валдае зарабатываю на 10-15% меньше, чем зарабатывал бы на фуре. Только меньше геморроя в обслуживании, в ремонте и во всех этих делах. Да я к вам в гости не приехал бы, где бы я рядом с вашим офисом встал?

У многих людей такая мысль: "Я сейчас куплю фуру и буду зарабатывать больше бабок". Как-то у меня была история, товарищи из группы прислали скриншот следующего содержания.

Мужчина пишет: вот я купил Газон NEXT, 5 метров кузов, все виды растентовки. Но я НЕ ЗНАЮ КАК РАБОТАТЬ. Вот я стою, кредит капает, а я не знаю, как вы работаете.

Я даже видео про это делал, как люди берут машину, не имея понятия, как работать в этой сфере. Почему никто не открывает банки? Возьмите кредит в банке и откройте свой, назовите его «Удача Банк». Почему никто этого не делает? Почему вы не просчитываете риски? В течение какого времени вам нужно отдать сумму? Как вы будете отдавать? Будет ли работа?

Надо просчитывать полностью все плюсы и минусы этой затеи. Нужно сделать бизнес-план, а не бездумно покупать дорогой автомобиль.

Газель стоит 1,5 миллиона. И люди покупают её: по сути, в моем регионе это однокомнатная квартира. Для кого-то это не деньги, но покупают люди с глубинки. Они квартиры закладывают, чтобы им одобрили этот кредит. И платить им надо по 70 тысяч в месяц. Как платить? Откуда брать эти деньги? Берут же на 10-15 лет, как будто ипотеку оформили. Да зачем такая работа нужна?

Почему я не покупаю новую машину? Я вижу, что пока нет ставок, чтобы нормально отбить её стоимость. Мне 42 года. Насколько меня хватит с моим здоровьем? Ну, до 50 я покатаюсь. Этого Валдая мне хватит лет на 10, может, на 5 — и тогда я на старости лет задумаюсь его продать и купить ГАЗон NEXT, или какой тогда будет.

А что будет со ставками? С работой? В любой критической ситуации я займусь логистикой. Я не знаю к чему склониться по выбору машин. Буду смотреть по факту.

Слева разработчик Рома. Он с командой делает Тракмаркет — сервис, где вы можете продать и купить транспорт
Слева разработчик Рома. Он с командой делает Тракмаркет — сервис, где вы можете продать и купить транспорт

Назови плюсы минусы своей профессии.

Плюсы:

  • Свободная организация своего труда.
  • Выбор направления поездки.
  • Путешествия. Я не сижу в офисе, а путешествую по России. А это сегодня недешево: авиабилет в Новосибирск стоит дороже, чем в Париж. 

Минусы:

  • Временные рамки в работе по доставке грузов.
  • Сроки оплаты перевозок.
  • Дорожный быт в пути.
  • Состояние дорог.
  • Недобросовестная работа компаний.
  • Ставки.

Как пришел на YouTube? С чего начинал?

— Когда я жил на Дальнем Востоке, я очень сильно увлекался рыбалкой. И в один прекрасный момент начал снимать отдых, туризм, тайгу — на простую китайскую камеру. Одна знакомая посоветовала YouTube. Я сомневался, думал, что это никому неинтересно, но начал выкладывать. Первый мой канал — рыболовный.

Когда начал работать в грузоперевозках, с рыбалкой завязал, а творчества хотел. Хотел показать обе стороны работы, показать, как всё устроено. Начал снимать и пошло.

Говорят, что YouTube — вторая работа. Это так?

— Да, полноценная вторая работа. У меня на ролик уходит 1-2 суток на монтаж. Надо подобрать музыку, выстроить смену кадров, сделать кучу перестановок камеры, чтобы цепляло. Вот я съездил в Питер и привез с собой 150 гигов материала. И я собираю итоговый ролик на 12-15 гигабайт. Вперёд, вперёд, вперёд и с песней! 

Для меня это не работа, а мое увлечение. Я его не брошу. Люди мне пишут, если я пропадаю надолго. Недавно в Москве ко мне подошел мужчина:

— Привет, Олег!
— Здрасьте.
— Я с твоих роликов занялся грузоперевозками. Учился с твоего канала.

Или едем с супругой, а по рации говорят:

— Перевозчик, привет, как дела?

Получается, блогерство — это некое наставничество в грузоперевозках? По-модному ты ментор?

— Для меня это в первую очередь творчество, самовыражение. Я пытаюсь показать людям со всех сторон, как работается водителю грузового автомобиля. Его быт, его трудности. По факту ведь это путешествие.

Снимать из подмышки я не хочу. Посмотрите Discovery Channel — какая там смена кадров за 1 минуту! Сколько там ракурсов меняется! Сейчас молодежь до такой степени развита, что через 5 секунд без смены кадра ей становится скучно. Мозг не воспринимает статическую картинку.

Закулисье съемок
Закулисье съемок

На YouTube такая политика: у тебя должно выходить 2-3 ролика в неделю, тогда сайт сам начинает продвигать их, кидать в топ. Такой темп выдерживать очень тяжело. Я приезжаю домой и сразу сажусь за ролики.

Вот я приехал — и даже грузовик не помыл после рейса. Стараешься не отступать, а делать, делать и делать.

Беседовала Мария Шевякова, девушка с вебинаров

От редакции

Подписывайтесь на канал Олега, чтобы узнать много нового и интересного из жизни водителя грузового транспорта.

10 августа в 15 часов по московскому времени у нас состоится прямой эфир: Олег расскажет, как находить хорошие грузы, покажет фишки ATI, о которых никто не знает и научит выявлять заказчиков, работа с которыми может превратиться в головную боль. Зарегистрироваться для участия в прямом эфире можно здесь: присоединяйтесь!