В следующем году эта проблема, скорее всего, только усилится. Интернет-магазины и сервисы доставки наращивают собственные автопарки и зачастую способны предложить водителям более выгодные условия, чем транспортные компании. Причем речь не только о зарплатах, но и об условиях труда: нередко водители переходят на внутригородскую доставку, которая имеет очевидные преимущества перед дальними перевозками.

К тому же в междугородных и тем более международных перевозках дополнительные сложности создает пандемия — здесь растут и ковидные риски, и опасность попасть под карантин, и многодневные очереди на границах, которые, в свою очередь, приводят к сбоям в остальных звеньях логистических цепочек.

Кстати, об условиях труда для водителей, приезжающих на загрузку/выгрузку, могли бы подумать и грузоотправители с грузополучателями, которые в первую очередь страдают от роста ставок. Ситуация сегодня сложная, в том числе и по их вине. Они, конечно, не могут повлиять на ковидные ограничения или таможню, но могут навести порядок в собственных складских комплексах и сделать жизнь водителей более комфортной.

Когда и как рынок придет в равновесие? Обычно на открытых рынках, которым является и рынок грузоперевозок, проблема дефицита решается просто: рост цен приводит к снижению спроса и делает более привлекательным предложение. Если транспортная компания повысит ставки, условно, в полтора раза, то сможет платить водителям в два раза больше — и тогда на эту работу потянутся новые люди. Как показывает 2021 год, все не так просто. И рынок перевозок, и экономика в целом морально не готовы к резкому росту ставок, также этот процесс сдерживают долгосрочные контракты.

Но самое главное, что даже существенное повышение зарплат может не привести к соответствующему росту количества водителей. На подготовку квалифицированного дальнобойщика нужно время, а его как раз сейчас и нет. При этом даже с высокими зарплатами далеко не все хотят принимать сам образ жизни водителя-дальнобойщика, при котором приходится забывать о привычном комфорте и проводить большую часть жизни вдали от семьи.

Вдобавок более далекие перспективы этой профессии не очевидны. Во всем мире сейчас создают и тестируют робогрузовики. В России уже дан старт эксперименту с беспилотными грузоперевозками по трассе М-11, в котором участвуют крупнейшие компании страны. Возможно, в будущем робогрузовики способны решить проблему дефицита водителей. Но в данный момент новости о таких экспериментах, напротив, только обостряют проблему. Довольно рискованно проходить обучение и осваивать новую профессию, которая через несколько лет может оказаться никому не нужной.

При этом на самом деле бояться такого будущего не стоит. Для того что-бы робогрузовики массово появились на наших дорогах, потребуется довольно много времени. К тому же развитие беспилотных перевозок приведет к развитию смежных профессий, которые можно осваивать уже сейчас одновременно с профессией водителя.

Логистический кризис стал одним из главных событий уходящего года во всей мировой экономике. Основная причина — стремительное развитие интернет-торговли, ускоренное коронавирусными ограничениями. Из-за этого на логистическом рынке наблюдается устойчивый рост спроса, за которым не успевает предложение. Ситуация в следующем году может только усугубиться, Святослав Вильде, основатель и директор «Биржи грузоперевозок ATI.SU»

Источник: журнал «Автопарк 5 КОЛЕСО», №9, декабрь 2021 г., стр. 21