О том, что с 1 января грузовикам с массой 3,5-12 тонн запрещен въезд на территорию города, ограниченную МКАД, и на саму МКАД с 23.00 до 07.00 без пропуска, сообщил Департамент транспорта Москвы. Ранее, с 1 июля 2021 года, въезд таких грузовиков без пропуска был запрещен днем. Для грузовиков с массой свыше 12 тонн круглосуточный запрет на въезд без пропуска был введен с 23 февраля 2021 года. В то же время, как сообщил РБК Петербург президент Национальной Ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» (НАГАТ «Грузавтотранс») Владимир Матягин, в результате переговоров перевозчиков с новым руководством департамента, первоначально планировавшиеся правила получения пропуска упрощены. «Заявители до 31 декабря 2022 года смогут получать пропуска без предоставления документов и сведений, которые подтверждают владение грузовиком, наличие мест для стоянки и прохождение техосмотра, в случае выбора зоны действия пропуска «МКАД», — объяснили в дептрансе. Чтобы получить пропуск, водителям необходимо зарегистрироваться в Единой региональной навигационно-информационной системе города Москвы (РНИС) и после этого оформить пропуск на сайте mos.ru.

Помимо этого, власти столицы решили упростить до 1 июля 2022 года порядок оформления ночных пропусков. Для этого перевозчикам нужно предоставить только свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС), данные водительского удостоверения и диагностической карты. Упрощенный порядок вводится с целью мотивировать перевозчиков передвигаться ночью и не загружать улично-дорожную сеть в дневное время. Также международным перевозчикам для получения необходимых госуслуг не нужно будет предоставлять так называемую «карточку допуска».

По информации департамента транспорта, вводимые ограничения способствуют улучшению экологической и транспортной ситуации в столице. Так, после введения с 1 июля этого года дневных ограничений количество грузовиков в Москве снизилось на 26%, число транзитных грузовиков — на 25%. Днем загрузка МКАД снизилась на 34%; и на 72% уменьшилось число аварий на МКАД с грузовиками свыше 12 тонн.

РБК Петербург попросил представителей петербургского грузоперевозочного бизнеса высказать свое мнение о влиянии вводимых ограничения на их работу. В числе главных опасений игроков рынка — возможные проблемы с перевозом грузов из одной столицы в другую и гипотетическая возможность того, что Смольный захочет перенять опыт Москвы.

Владимир Матягин, президент Национальной Ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс»:

«Введение ночных пропусков на въезд в Москву уже и для среднетоннажных грузовиков (массой от 3,5 до 12 тонн) — к сожалению, объективно вынужденная мера, как и ранее введенные дневные пропуска для них и круглосуточные пропуска для крупнотоннажных фур свыше 12 тонн. Москва действительно задыхается от транспорта и подобные ограничения есть во многих мировых мегаполисах. Главное — сделать процедуру выдачи пропусков и правила пользования ими цивилизованными. Руководство транспортного комплекса Москвы в последние годы этим принципом явно пренебрегало. Чиновники придирались к мелким ошибкам в документах и отказывали компаниям по явно надуманным причинам. Это стимулировало коррупцию и черный рынок пропусков.
После полной смены этим летом руководства Департамента транспорта Москвы и подчиненных ему структур (свой пост сохранил только заммэра по транспорту Максим Лексутов) новая команда гораздо лояльнее относится к нуждам перевозчиков. Чиновники перестали придираться к мелким ошибкам в документах. В результате переговоров удалось смягчить разработанные еще при старом руководстве дептранса условия получения пропусков, процедура была существенно упрощена. Сокращен пакет документов для получения спецразрешений на перевозку опасных грузов. В дептрансе нас заверили, что в первое время не будут жестко требовать соблюдения некоторых условий, прописанных в документах. В частности, наличия в каждой машине ГЛОНАСС-трекера. Впрочем, возможно потому, что не только у нас, но и у них есть опасения, что система централизованной фиксации грузовиков по таким трекерам в первое время будет давать сбои — и чтобы не парализовать грузоперевозки разумно ввести переходный период с ослабленными требованиями.
Мы видим заинтересованность новой команды управленцев в создании цивилизованных правил управления транспортными потоками. В ходе переговоров нас заверили, что власти не будут больше навязывать перевозчикам необоснованные, явно чрезмерные требования. Также нам было обещано, что прекратится практика аннулирования пропусков задним числом — когда фура въехала в Москву, а выехать уже не может, потому что пропуск аннулирован».

Святослав Вильде, основатель и директор «Биржи грузоперевозок ATI.SU»:

«Уточню, с 1 января 2022 года рынок ждет лишь очередной этап ввода ограничений на въезд в столицу. Основные вступили в силу еще с 1 июля этого года. В тот период они стали серьезной проблемой для многих участников рынка. Согласно опросу, проведенному на «Бирже грузоперевозок ATI.SU», многие столкнулись со сложностями при оформлении пропусков, а транзитные перевозчики вынуждены были перестраивать маршруты и нести убытки. Вместе с тем для грузовиков от 3,5 тонн удар был смягчен: ограничения трижды переносились и были в итоге введены в компромиссном варианте. Это дало возможность рынку приспособиться, а властям — отладить пропускную систему.
Правила, которые вводятся с нового года, повлияют на рынок в меньшей степени, хотя также приведут к некоторым издержкам для перевозчиков и небольшому росту цен. Самое главное, что отсутствует элемент «шоковой терапии» — о введении этих правил было известно полгода назад, при этом они даже были несколько смягчены по сравнению с первоначальным вариантом после диалога с бизнес-сообществом. Так, до 1 июля действует упрощенный порядок получения ночных пропусков, и на весь год сокращен список необходимых для оформления документов.
Проблемных момента для перевозчиков два — обязательная регистрация в Региональной навигационно-информационной системе (РНИС), а также необходимость оформлять пропуск на конкретного водителя. Регистрация в РНИС означает, что водитель практически не сможет отклониться от маршрута, даже если это необходимо для объезда пробок. Оформление на конкретного водителя особенно неудобно для крупных компаний, где водителей на рейс могут распределять в последний момент. Также это создает риски при форс-мажоре.
Что касается петербургского бизнеса, то напрямую это скажется лишь на тех, кто занимается перевозками в Москву или же транзитными перевозками через столицу. Также возможно, что со временем столичный опыт введения ограничений могут перенять и в Петербурге».

Максим Росков, генеральный директор ООО «Ларм»:

«Наша компания возит контейнеры грузовиками грузоподъёмностью свыше 12 тонн из петербургского порта в разные города, в том числе, в Москву. Когда в феврале этого года ужесточили порядок въезда в Москву (въезд по пропускам круглосуточно), у нас ушло полгода на оформление годовых пропусков. Правда, это было при прежнем руководстве Департамента транспорта Москвы. Процедура была очень забюрократизированной и нелояльной к перевозчикам. Например, даже за небольшую ошибку в каком-то документе на один грузовик нам отвергали всю заявку, на все машины.
Хотя руководство департамента сменилось, действующие правила пока остаются неудобными. Например, случается, что фуру не удается быстро разгрузить — машина сломалась или у грузополучателя какие-то проблемы и он не может принять груз, машина вынуждена несколько дней оставаться в Москве. Если пропуск годовой, то это не страшно, но если он разовый (разовый пропуск можно оформить на пять дней не более двух раз в течение 30 дней), возникают проблемы с выездом из Москвы. В таких ситуациях никаких улучшений от нового руководства департамента транспорта мы не видим. Требования для оформления пропусков мы считаем избыточными и по-прежнему неудобными.
Например, как и раньше, в выходные дни и в праздники пропуска не выдаются. Из-за этого у нас возникнут проблемы с разовыми пропусками для ввоза в Москву грузов из петербургского порта. Заранее мы их оформить не можем — о выпуске контейнера из порта сообщают максимум за сутки, и только тогда нам заказывают перевозку. Если надо перевезти рефрижераторные грузы или какие-то скоропортящиеся продукты, то грузовладельцы жестко требуют соблюдения коротких сроков перевозки, за нарушение которых накладывают серьезные штрафы. Впереди 10 выходных дней — с 31 декабря по 9 января. Порт все эти дни будет работать (перерыв есть, но короткий — в ночь с 31 декабря на 1 января), грузы будут прибывать в Петербург, но ввести их в Москву в эти дни будет очень трудно. Департамент транспорта Москвы, отвечающий за выдачу пропусков, не работает с 31.12.2021 по 09.01.2022. В результате при отсутствии у фуры годового пропуска в столицу в праздничные дни ей будет туда не въехать, потому что разовый пропуск не получить.
В Петербурге процедура получения пропусков в Комитете по благоустройству гораздо более удобная. Количество необходимых документов небольшое (гораздо меньше, чем в Москве), а сами пропуска на год комитет выдает в течение месяца, а иногда и быстрее. И к документам петербургские чиновники не придираются так, как в Москве. Позволяют оперативно исправить мелкие ошибки и даже помогают это делать. Правда, такая ситуация возникла не так давно — после смены руководства комитета».

Евгений Уткин, руководитель по взаимодействию с инфраструктурными и отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии»:

«Новые правила касаются ограничений на перемещение в ночное время по Москве автомобилей массой более 3,5 тонн и обязательной передачи навигационной и телеметрической информации о движении. В «Деловых Линиях» мы уже получаем новые пропуска и пока процедура представляется достаточно прозрачной. Для города — как ожидают авторы проекта — это может привести к снижению количества транзитного транспорта в столице и уменьшению загруженности дорог. А для наших клиентов — к сокращению времени доставки грузов».

Подготовил: Владимир Грязневич

Источник: www.rbc.ru