Тренд первый — дефицит водителей
Главные тенденции ушедшего года на логистическом рынке — это превышение спроса над предложением и дефицит водителей грузовиков, наблюдающийся во всем мире. И, по нашим прогнозам, они сохранятся в текущем году. Ведь они напрямую связаны с развитием онлайн-торговли и сервисов доставки, которые конкурируют за водителей с транспортными компаниями.
Что будет дальше? Обычно на открытом рынке такая ситуация разрешается за счет роста ставок на перевозки и повышения зарплат. Однако рынок автомобильных междугородних перевозок довольно инерционный и по разным причинам медленно реагирует на изменения. К тому же приход новых людей в профессию сильно ограничен: даже с выросшими зарплатами немногие готовы к образу жизни дальнобойщика, тем более с учетом ковидных рисков. Серьезным сдерживающим фактором становятся и перспективы беспилотных грузоперевозок — есть опасение, что эта профессия может стать ненужной. Поэтому массового прихода людей в отрасль мы не ждем. Дефицит, с которым мы столкнулись в этом году, скорее всего, будет долгосрочным.
Тренд второй — изменение правил игры и нарушение устоявшихся связей
В условиях перебоев с поставками и растущих цен, а также общей неопределенности всем участникам логистических цепочек о прежней стабильности придется забыть. Грузоотправители будут отказываться от некоторых исполнителей, нарушающих сроки или слишком резко поднимающих цены. В свою очередь сами поставщики, у которых сильно подорожает логистическая составляющая, столкнутся с риском потери клиентов, даже постоянных.
По нашим прогнозам, компании, нанимающие перевозчиков на контрактной основе, вынуждены будут перейти на более короткий цикл заключения контрактов, двухлетние договоренности уйдут в прошлое. А сами контрактные цены все чаще будут не жестко устанавливаться на весь срок, а определяться, исходя из рыночных показателей. Например, из индекса АТИ, который мы рассчитываем на основе цен по ста самым популярным направлениям.
Также, на мой взгляд, все меньше средних и крупных грузоотправителей будут ограничиваться стабильным пулом экспедиторов и перевозчиков, с которым они привыкли работать, — им придется все чаще искать исполнителей через биржи перевозок. Мы уже наблюдаем эту тенденцию.
Тренд третий — повышение прозрачности рынка
Основную роль здесь играет российское правительство, которое последовательно проводит жесткий курс на постепенное обеление всей экономики. Помимо общих мер, вроде борьбы с «мойкой НДС», режимом самозанятых и т.д., принято немало мер, направленных именно на рынок перевозок: введение электронной транспортной накладной, усиление контроля за режимом труда и отдыха и многое другое.
Автоматизация практически всех процессов и сокращение объема ручного труда также остается неизбежной долгосрочной тенденцией в нашей отрасли — без нее компаниям просто не выжить в новых реалиях. И хотя мы заметили, что в 2021 году некоторые компании «резали» бюджеты на автоматизацию, чтобы получить результат здесь и сейчас, что оправдывалось быстроменяющимися условиями.
Тем не менее тренд продолжится в ближайшие годы, по крайней мере, среди тех игроков, кто не хочет в перспективе оказаться в отстающих. И общий государственный тренд, включая, например, электронные накладные, стимулирует этот процесс.
Источник: www.if24.ru