Ситуация сложилась непростая. Во-первых, себестоимость перевозок повысилась в 2 раза, тогда как цены на них пока растут крайне медленно. По данным нашего мартовского опроса, 73% перевозчиков отмечают резкое подорожание запчастей, моторных масел и самих грузовиков, которые теперь в дефиците.
Во-вторых, с началом кризиса изменилось соотношение между спросом и предложением. Если в прошлом году наблюдался явный дефицит перевозчиков и значительный рост цен – как минимум на 20%, то теперь все скорее наоборот. Спрос снижается, в том числе из-за массового ухода западных компаний. Мы ожидаем падения объема грузоперевозок в ближайшие месяцы на 30–40%.
Согласно нашим данным за март, уже серьезно пострадали автомобильные грузоперевозки на направлении Москва и Санкт-Петербург. Спрос на перевозки в Москву просел на 10%, из Москвы – на 28%, из Северной столицы – на 13%. В Санкт-Петербурге тенденция, скорее всего, сохранится из-за потери значительной доли морских грузов.
Средние ставки в I квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года демонстрировали небольшой рост, в марте остановились, а к 13 апреля упали на 4,4%. Грузоперевозчики начали демпинговать на спотовых торгах – мы наблюдаем, что они идут на то, что снижают цены на перевозку ряда грузов в 4–4,5 раза.
Условия, в которых мы сейчас оказались, могут заставить многих перевозчиков просто уйти с рынка. Тогда в будущем с восстановлением спроса рынок столкнется с отсутствием конкуренции и высоким ценником у оставшихся игроков.
На мой взгляд, важно понять – мы все в одной лодке: заказчики, экспедиторы, перевозчики. Вопросы коллаборации и партнерства в нынешней ситуации звучат очень остро, потому что преодолеть сложившийся кризис можно только сообща. Нужно искать новые практики, выстраивать более доверительные отношения, быть гибкими и идти навстречу друг другу, вместе искать выходы. Нам надо вести открытый диалог и прислушиваться к взаимным рекомендациям. Ведь выживет отрасль или нет, зависит от того, сможем ли мы перестроить схемы взаимодействия и действовать сообща.
Консолидация даст грузовладельцам возможность расширить пул своих перевозчиков, экономить на стоимости услуг, сглаживать дисбалансы в грузопотоках за счет новых маршрутов отгрузки товаров от разных заказчиков. Объединить усилия можно с помощью единого цифрового поля или экосистемы. Общая рабочая площадка ускорит все бизнес-процессы, уменьшит количество рутинных операций и поможет оптимизировать издержки.
Долгосрочные контракты больше не работают, и нужны механизмы их корректировки. К примеру, раньше заказчики могли жестко подходить к договорным обязательствам, накладывать серьезные штрафы за нарушение сроков доставки. Сейчас нужно эти меры смягчать, пересматривать правила и условия контрактов. Проводить тендерные закупки стоит чаще – как минимум 3–5 раз в год, так как ситуация на рынке постоянно вносит коррективы в ценообразование.
Старые логистические направления меняются, осваиваются новые, и, очевидно, будут возникать какие-то ошибки, задержки. Хорошо, если грузоотправители начнут с пониманием и более терпимо относиться к таким сбоям.
Я бы предложил заказчикам не пользоваться моментом, не снижать ставки на аукционах и не «травмировать» и без того ослабевшую отрасль. Возможно, стоит пересмотреть период отсрочки платежей, потому что стоимость денег сильно увеличилась, и для нас это тоже стало большой проблемой. Кроме того, нужны новые подходы к страхованию грузов, так как его стоимость тоже неизбежно вырастет в кризисных условиях.
Грузоперевозки и транспортная логистика – это кровеносная система всей экономики, без них реальное восстановление сильно замедлится. Поэтому крайне важна поддержка со стороны государства. И здесь как нельзя кстати подписанный 15 апреля президентом России закон о поддержке транспортной отрасли во время санкций. Он снимает ограничения на использование временно ввезенных иностранных контейнеров, ограничивает участие иностранных инвесторов в водных грузовых перевозках, на полгода отменяет весовой и габаритный контроль транспорта, перевозящего продовольствие и товары первой необходимости. Также правительство России сможет определять особенности исполнения договоров лизинга морских и речных судов, железнодорожного подвижного состава и контейнеров. Это позволит избежать их ареста за рубежом.
Источник: Ведомости