← Автосервис, запчасти, шины

Итальянский шинный гигант Pirelli наконец-то обрел свой первый производственный актив в России

Нефтехимический холдинг СИБУР Леонида Михельсона, итальянский шинный концерн Pirelli и госкорпорация "Ростехнологии" сообщили о том, что закрыли сделку по продаже "Кировского шинного завода" совместному предприятию Pirelli и "Ростехнологий". Таким образом, СИБУР получает деньги для развития своих основных нефтехимических производств, итальянцы наконец-то обретают в России первую площадку для производства шин, а "Ростехнологии" смогут занести в свой актив привлечение в нашу страну передовых технологий по изготовлению "обуви" для машин.
Шины под брэндом Pirelli знакомы массовому отечественному автомобилисту, в основном, по телевизионным передачам про дорогие машины. В 2005 году, правда, один из основных российских шинных заводов - "Нижнекамскшина" (НКШ, контролируется нефтяной компанией "Татнефть"), запустил в Нижнекамске по итальянской технологии производство известных в России шин "Кама-Euro". Но сам Pirelli в лучшем для шинников 2008 году продал в России всего около 800 тыс. покрышек, заняв тем самым около 2% отечественного шинного рынка. Тем временем свои шинные заводы в России построили Nokian (2005 год, Ленинградская область), Michelin (2007 год, Подмосковье), а "Матадор-Омскшина" (СП Continental Matador - СРШ) в прошлом году отпраздновала в Омске свое 15-летие. Вскоре к ним собираются присоединится Yokohama,  Goodyear и Continental.
На этой волне итальянцы в ноябре 2008 года также объявили о строительстве в России своего шинного завода стоимостью 250 млн евро, рассчитанного на ежегодный выпуск 4,2 млн покрышек. Местом расположения завода был выбран Тольятти (Самарская область), где располагается АвтоВАЗ, а партнером - совладелец тольяттинского автозавода и хозяин еще сотен других российских предприятий госкорпорация "Ростехнологии".
Но как раз в это время окончательно начал "падать в штопор" российско-голландский холдинг Amtel-Vredestein (AV), который индийский предприниматель Судхир Гупта создал на рубеже веков из Кировского ("Амтел-Поволжье", ) и Воронежского ("Амтел-Черноземье") шинных заводов и голландского Vredestein Banden. Покупки и модернизации этих заводов велись в основном на заемные деньги, в том числе российских банков. Реалии шинного рынка не выдержали размаха индийского предпринимателя и уже в 2006 году долг группы AV превысил годовую выручку и достиг 700 млн долларов. Поэтому в 2008 году СИБУР, как один из основных кредиторов Amtel, предложил его акционерам слиться со своей "дочкой" - вторым по величине российским производителем шин - "СИБУР-Русские шины" (СРШ). Но сделка не состоялась, и российские заводы Amtel летом следующего года начали процедуру банкротства. Но СИБУР не успокоился в своем намерении с помощью Кировского и Воронежского шинных заводов перебраться с конца мировой "двадцатки" крупнейших производителей шин в "десятку", причем не только по объему выручки, но и по разнообразному ассортиментному ряду современной шинной продукции, и за год обрел контроль над 17 млрд из 19 млрд рублей общей задолженности Amtel перед кредиторами.
Но дальше история повернулась совсем в другую сторону. Кировским и Воронежским заводами, которые на "предкризисной волне" выпускали 17% легковых, 7% грузовых и 34% легкогрузовых шин в стране, всерьез заинтересовался тандем "Ростехнологии - Pirelli". И в ноябре прошлого года СИБУР, Pirelli и "Ростехнологии" подписали меморандум, который настеж открыл двери итальянскому производителю шин в Россию. "Первой ласточкой" реализации этого меморандума и стала передача СП "РТ-Pirelli" Кировского шинного завода мощностью 7 млн шин в год. Следующим этапом, как подчеркнули "Эксперт online" в СИБУРе, станет передача российско-итальянскому СП Воронежского шинного завода, в результате чего общая мощность альянса "РТ-Pirelli" к 2014 году составит 11 млн легковых и легкогрузовых шин в год. Общая стоимость передаваемых активов составляет 222 млн евро. Она будет выплачена СИБУРу партнерами СП в равных долях.
Итак, что в промежуточном итоге? Благодаря покупке в составе совместного итало-российского предприятия Кировского и Воронежского шинных заводов, Pirelli, очевидно, избавляется от необходимости тратить 250 млн евро на строительство "с ноля" шинного завода в Самарской области производительностью втрое ниже, нежели совокупный объем производства в Кирове и Воронеже. Но при этом, как подчеркнули "Эксперт online" в итальянской компании, СП планирует "инвестировать сумму, сходную с суммой покупки, в инфраструктуру и развитие заводов в течение ближайших нескольких лет, чтобы уровень и условия завода позволяли производить продукцию нового поколения по стандартам и технологии Pirelli". И к 2015 году Pirelli планирует войти в тройку лидеров премиального сегмента быстрорастущего российского шинного рынка.
Для СИБУРа эта сделка означает "последовательный выход из непрофильного бизнеса". При этом нефтехимический холдинг остается главным поставщиком сырья для производства шин на заводах в Воронеже и Кирове - синтетического каучука. "Конечно, мы рассчитываем на продолжение поставок. Шинные производители являются для нас приоритетными партнерами в сегменте синтетических каучуков. На протяжении последних лет мы освоили выпуск новых марок синтетических каучуков, которые удовлетворяют требованиям ведущих шинных брендов. Многие марки проходят в настоящее время процесс омологации", - подчеркнули "Эксперт online" в СИБУРе.
"Ростехнологии", очевидно, в рамках этой сделки могут записать себе в актив привлечение в Россию современных технологий по производству шин, прежде всего, премиум-класса. Вряд ли продукция Pirelli пойдет на первичную комплектацию АвтоВАЗа и КАМАЗа, которые сейчас контролирует госкорпорация. По идее, это должно быть делом другого совместного предприятия, о создании которого два крупнейших российских производителя шин - "СИБУР-Русские шины" (СРШ) и "Нижнекамскшина" - договорились в прошлом году. Но теперь на месте "СРШ" в нем должно быть совместное предприятие, состоящее из трех участников - СИБУРа с его оставшимися шинными активами (Ярославский шинный завод, "Волтайр пром", "Омскшина" и т.д.), "Ростехнологии" и Pirelli. Состоится ли объединение шинных активов страны в таком виде в крупнейшую отечественную шинную компанию, работающую в "эконом" и "предпремиальном" сегментах, пока непонятно.