Морские перевозки опасных грузов: "all inclusive" или "all is lost"?
Перевозка опасных грузов (ADR)- процесс по определению более сложный, чем перевозка обычных грузов. На подготовительном этапе требуется собрать в несколько раз больше документов, крайне важно правильно определить класс опасности и промаркировать груз. Но самое главное - найти надежного перевозчика, который доставит этот груз без проблем. По утверждению многих специалистов, занимающихся организацией перевозок опасных грузов: какие бы у тебя ни были крепкие знания существующих конвенций, норм и правил по перевозке ОГ, определяющую роль в успехе доставки играет опыт и наработанные партнерские связи.
Возможность различной квалификаций участниками процесса степени опасности груза и условий его доставки и - одна из основных причин возникновения непредвиденных ситуаций. Для минимизации рисков желательно запастись как можно большим количеством сведений о грузе: запросить все данные у производителя, приложить все сертификаты и пр. Чем больше сведений будет собрано до отправки груза, тем меньше вероятности возникновения проблем в пути.
Теоретически все может закончиться и полной потерей груза, фрахта и возникновением дополнительных убытков. Согласно пункту 7.8 "Правил перевозки контейнеров морским транспортом": "Загруженные в контейнер легковоспламеняющиеся, взрывчатые или вообще опасные по своей природе грузы, если они сданы к перевозке в контейнере под неправильным наименованием, могут быть в любое время выгружены и выброшены за борт перевозчиком либо уничтожены или обезврежены без возмещения отправителю убытков. Расходы перевозчика, связанные с этими операциями, а также все убытки, причиненные в связи с перевозкой указанных грузов, относятся за счет грузоотправителя".
Случай из практики. В порт Германии прибыл груз с запчастями для автомобилей. И вдруг при разгрузке работники порта замечают на контейнере наклейки ADR-груза. Как должны были поступить немцы в такой ситуации? Естественно, отработать как с незаявленным опасным грузом. К счастью, компания-экспедитор, контролирующая доставку, оперативно отреагировала на возникшую ситуацию, предоставив администрации порта доказательства того, что в контейнере находится не опасный груз, а наклейка осталась на контейнере после прошлого груза. Также было доказано, что виноват в такой ситуации грузоотправитель, который должен был принять к перевозке подготовленный контейнер, отмытый и освобожденный от всех предыдущих маркировок. Расходы, возникшие в связи с этим инцидентом, были возложены на грузоотправителя.
Еще одна существенная особенность морских перевозок опасных грузов - большие объемы. Иногда они могут достигать сотни контейнеров. Здесь становится крайне важным, чтобы все контейнеры, а также упаковка груза были в отличном техническом состоянии. Любое нарушение целостности одного контейнера может приостановить процесс загрузки и вызвать задержку в доставке всей партии груза.
Из Ростова-на-Дону компания T организовывала доставку в Турцию крупной партии ферросилиция. Груз прибыл в Ростов в 20-футовых контейнерах, планировалась его перегрузка в трюмы. Ферросилиций опасен тем, что при дроблении выделяет фосфин, а при соприкосновении с водой - чрезвычайно токсичный газ. Работники порта и судовая команда долго отказывались заниматься вытаркой и перевозкой этого груза, поскольку были повещены о событиях, произошедших ранее при перевозке аналогичного груза через Таганрог - отравление членов экипажа с летальным исходом. Экспедитору пришлось инициировать обеспечение всех участников дополнительными средствами защиты для осуществления перевозки.
Особый вопрос - доставка сборных опасных грузов. Несмотря на то, что теоретически некоторые виды опасных грузов можно перевозить вместе с обычными грузами при обеспечении определенных условий, на практике никто из грузовладельцев не хочет, чтобы его обычный груз шел в контейнере с ADR-маркировкой. Собрать в сборный груз все опасные грузы удается крайне редко. Небольшие партии опасных грузов обычно идут прочно закрепленными в отдельных контейнерах.
Быть настолько "суперэкспедитором" по организации перевозки опасных грузов, чтобы гарантировать его беспроблемную доставку, не может никто.
Экспедиторские компании, которые утверждают обратное - или лукавят, или перевозили таких грузов настолько мало, что им просто еще не приходилось сталкиваться с проблемами. Бесспорно, ключевой вопрос при организации перевозок ОГ - это выбор надежного подрядчика, имеющего опыт, способного быстро и квалифицированно реагировать на непредвиденные ситуации.
Материал подготовлен отделом маркетинга ГК TELS
Фото: Порт Роттердам