← Коммерческий транспорт

"Грузовой сегмент для нас является основным в России"

"Грузовой сегмент для нас является основным в России"
В ушедшем году бренд Scania сумел превзойти даже докризисный объем продаж в России. Об этом и о новых планах марки рассказывает генеральный директор компании "Скания-Русь" Ханс Тарделль.
- Как вы оцениваете итоги минувшего года на российском рынке в целом для своей компании?
- Можете проиллюстрировать это цифрами? Кстати, в каком сегменте - грузовиков или автобусов - вы более успешны?
- Грузовой сегмент для нас является основным в России. В ушедшем году в нем было реализовано около 7000 автомобилей, в то время как в 2010 г. этот показатель составлял всего 2100 единиц. Более того, даже в предкризисный период нам удавалось продавать порядка 5000 машин в год. Вместе с тем
конкуренция на рынке стала еще более жесткой, многие производители готовы поступаться прибылью и стратегическим развитием в угоду быстрым сделкам и завоеванию своего места под солнцем.
Впрочем, пока эта ситуация не критична: средний возраст российского грузового парка велик, и велика потребность в его обновлении.
- Значит, в будущее вы смотрите с оптимизмом?
- Увы, не все так безоблачно. Европейские политики, похоже, не справляются с финансовыми проблемами, и если ситуация в Старом Свете в 2012 г. будет ухудшаться, это, скорее всего, скажется и на России. Учитывая чувствительность страны к падению цен на нефть, которое наверняка случится, мы можем столкнуться и с серьезным спадом экономики. А он неизбежно снизит спрос на грузовую технику. Но даже при таком сценарии мне представляется, что Россия сейчас лучше защищена от потрясений, чем вся остальная Европа, поскольку ваша страна не зависит от иностранных банков, имеет низкий уровень заимствований, сбалансированную экономику и большой стабилизационный фонд.
- В 2010 г. Scania ввела в строй завод в Санкт-Петербурге. Если бы он открылся раньше, то помог бы вам быстрее преодолеть кризис или, наоборот, стал бы балластом?
- Любое решение имеет свои плюсы и минусы. Запуск завода до кризиса позволил бы сократить сроки поставок клиентам, а также быстрее адаптировать объемы производства под конъюнктуру рынка. Обратной стороной медали стало бы то, что низкие объемы производства в кризис привели бы к дополнительным издержкам. Но главное в другом: мы приняли решение начать производство во время кризиса, и это является частью долгосрочной стратегии Scania в России.
- Сейчас завод загружен?
- В течение 2011 г. объемы производства возрастали почти каждый месяц, и за год было выпущено около 1200 автомобилей. Мы продали их в основном в России и немного в Казахстане. При этом продолжались инвестиции, и
мощность завода была доведена до 7500 машин в год.
Фактический объем производства будет зависеть от спроса рынка.
- Какие модели автобусов и грузовиков Scania больше всего востребованы в России?
- С момента вывода на рынок в 2001 г. тягача Griffin, специально адаптированного для эксплуатации в российских условиях,
эта модель остается бестселлером.
Таких машин продано уже более 15 000 единиц. Во многом это обусловлено тем, что теперь Griffin имеет целый ряд спецификаций. В частности, большим спросом пользуются самосвалы. Если же говорить об автобусах, то бесспорный лидер продаж - собираемый в Финляндии OmniExpress, предназначенный для междугородних и туристических поездок. Но мы предполагаем, что начиная с 2012 г. нашим основным продуктом станет модель Scania A80, конечно, не считая продукцию, производимую в кооперации с компанией "Русские автобусы". Планируется и несколько других премьер.
- Кстати, о "Русских автобусах". Вы ведь вместе с этой компанией выиграли тендер на поставки техники для сочинской Олимпиады. Каковы параметры контракта?
- Верно, Scania и "Русские автобусы" "Группы ГАЗ" стали официальным поставщиком зимних Олимпийских игр 2014 г. Вместе мы запускаем новое поколение автобусов, которые в перспективе предназначены для пассажирских перевозок не только в Сочи, но и в других регионах страны.
- Какие проблемы сдерживают сегодня российский рынок коммерческих автомобилей?
- Существует целый ряд факторов. Основная проблема заключается в том, что большая часть транспортных компаний по-прежнему использует технику, соответствующую уровню Euro 0, хотя введение стандарта Euro 4 обсуждается активно.
Думаю, для всего транспортного сектора страны было бы полезно создать систему, стимулирующую обновление парков.
Например, это может быть реализовано в виде премий за утилизацию старых автомобилей или в форме дополнительныхналогов для компаний, продолжающих осуществлять эксплуатацию машин с высоким уровнем вредных выбросов.
- А как может отразиться на этом сегменте рынка вступление России в ВТО?
- Я уверен, что этот шаг поддержит российскую экономику. Многие экономисты, например, предсказывают рост ВВП как минимум на 0,5% в год, что, в свою очередь, увеличит объем экспортно-импортных операций. А они, соответственно, обеспечат увеличение спроса на грузоперевозки.
Фото: Scania
Автопанорама