Для скорейшего развития ГЛОНАСС необходимы сервисы и услуги на ее основе
17 - 18 апреля в Москве состоялся VI Международный форум по спутниковой навигации, организаторами которого выступили Ассоциация "ГЛОНАСС/ГНСС-Форум" и "Профессиональные конференции". Традиционно он становится самым крупным отраслевым событием года, в его работе приняли участие 1300 делегатов более чем из 500 компаний 16 стран мира. По словам спикеров, прошедший год стал для ГЛОНАСС ключевым: орбитальная группировка была развернута в полном объеме, а на рынке стали массово появляться абонентские устройства на базе двухсистемных чипов ГЛОНАСС/GPS. Тем не менее впереди еще много работы, необходимо создание связующего звена экосистемы - многочисленных сервисов и оказания услуг, а также укрупнение игроков рынка для их выхода на международную арену.
"Создание орбитальной группировки и наземной инфраструктуры системы ГЛОНАСС призваны внести свой несомненный вклад в формирование безопасной общественной среды, модернизации инфраструктуры, в первую очередь транспортной, а также повысить эффективность всех уровней государственного управления. Навигационные технологии имеют тенденцию к быстрому развитию, это продемонстрировал и прошлый год. Если еще год назад в спутниковой навигации практически монопольную позицию занимала GPS, то сегодня можно утверждать, что второй глобальной системой стала российская система ГЛОНАСС. И что весьма важно отметить - двухсистемное оборудование ГЛОНАСС/GPS уже стало рыночным стандартом. По всем оценкам, такое потребительское оборудование существенно превосходит по своим качествам любую отдельное взятую систему. Высокая динамика российского навигационного рынка очевидна, она выше, чем темпы роста мирового рынка, в частности, выпуск навигационных модулей для транспорта за последний год утроился. Для достижения успеха необходим союз усилий между государствами и предпринимательскими структурами. Более того, я бы даже сказал, что на данном этапе роль бизнеса, несомненно, становится превалирующей", - обратился к собравшимся Евгений Примаков.
По словам руководителя Федерального космического агентства Владимира Поповкина,
в развитие системы ГЛОНАСС заложено три ключевых принципа: важное место в обеспечении безопасности и развитии страны, равнодоступность навигационных сигналов ГЛОНАСС для всего человечества, предоставление их на безвозмездной основе, а также то, что самую сложную задачу поддержания целостности орбитальной группировки системы берет на себя государство.
Таким образом, ГЛОНАСС стал примером успешного частно-государственного партнерства, когда государство берет ответственность за орбитальный сегмент, а частный бизнес обеспечивает внедрение ГЛОНАСС и использование услуг на его основе.
"На сегодня орбитальная группировка ГЛОНАСС представляет собой совокупность 31 КА, 24 из которых работают по целевому назначению, обеспечивая 100 % покрытия всей планеты. Да, у нас еще несколько хуже точность по сравнению с GPS, но это точность сопоставимая, принципиальной разницы нет, по крайней мере, на бытом уровне. При этом более высокое наклонение орбиты дает ГЛОНАСС преимущества в использовании системы в высоких широтах. В этом году правительством утверждена ФЦП "ГЛОНАСС" до 2020 года, ее основной задачей помимо поддержания орбитальной группировки, является полноценное практическое использование всех ее возможностей на земле. Прежде всего, это достижение точности не хуже, чем у GPS и других создаваемых сегодня ГНСС, а также достижение совместимости и востребованности нашей системы в других странах мира. Третьей задачей стало создание и разработка нового поколения навигационных приборов, а также различных систем дополнения к системе", - отметил Владимир Поповкин в заключение своего выступления.
По словам генерального директора федерального сетевого оператора "НИС ГЛОНАСС" Александра Гурко, в 2011 году спутниковая навигация де-факто стала мультисистемной. Что касается конкретных шагов, то в декабре 2011 года успешно завершено развертывание орбитальной группировки ГЛОНАСС. Так, в настоящее время 24 КА используются по целевому назначению, 4 КА входят в состав орбитального резерва, 1 спутник нового поколения "ГЛОНАСС-К" проходит летно-конструкторские испытания, 2 КА на техническом обслуживании. При этом
все ведущие мировые дизайн-центры навигационных приемников (Qualcomm, Broadcom, STMicroelectronics, u-blox) объявили о своих разработках двухсистемных чипов ГЛОНАСС/GPS.
Поэтому сегодня мы можем говорить уже не о единичных моделях, а о господствующем рыночном тренде - десятках моделей смартфонов и планшетов с ГЛОНАСС от ведущих мировых производителей: Apple, Samsung, Motorola, LG, HTC.
Г-н Гурко также отметил, что уверенный рост внутреннего навигационного рынка в 2011 году продолжился как за счет региональных целевых программам внедрения ГЛОНАСС в субъектах Российской Федерации (приняты 15 регионами, еще около 50 разработаны и обсуждаются), так и за счет начала создания системы "ЭРА-ГЛОНАСС". При этом
российское производство навигационных модулей ГЛОНАСС/GPS для автотранспорта выросло в 2,5 раза - до 270 тыс. штук.
"На рынке навигационно-информационных услуг все уже также готово к началу глобальной конкуренции. Основа для этого - глобальный характер информационного пространства. Это требует ускоренного роста компетенций в части разработки и оказания широкого спектра навигационно-информационных услуг массовому потребителю: автовладельцам, пассажирам. Также необходим ускоренный рост масштабов самих компаний. Нам нужен новый рынок, новые, еще более высокие темпы роста, развитие новых компетенций, ориентированных в первую очередь на массовых потребителей", - отметил Александр Гурко.
Что касается федерального проекта "ЭРА-ГЛОНАСС", то в рамках его реализации в 2011 году были созданы 3 пилотные зоны - в Ленинградской, Курской и Московской областях. Они создавались для комплексной отработки опытных образцов инфраструктуры системы "ЭРА-ГЛОНАСС" во взаимодействии с экстренными оперативными службами. Успешно проведенные комплексные испытания в пилотных зонах подтвердили правильность применяемых технических решений - использование системы "ЭРА-ГЛОНАСС" позволяет сократить время до начала оказания помощи при авариях до 30 %, что обеспечит ежегодное спасение более 4 тысяч человеческих жизней. При этом инфраструктура системы "ЭРА-ГЛОНАСС" может стать основой для реализации других крупных государственных проектов, реализуемых в целях модернизации транспортной инфраструктуры страны.
Для проекта "ЭРА-ГЛОНАСС" может подойти и система идентификации объектов дорожного движения на основе RFID-технологий - совместная разработка специалистов ГК "М2М телематика" и сотрудников МАДИ по заказу Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга Российской Федерации. Уникальность проекта заключается в объединении технологий спутниковой навигации и радиочастотной идентификации для решения задач мониторинга транспортных средств, удаленного контроля документов, идентификации объектов транспортной инфраструктуры, предоставления дополнительных информационных сервисов для водителей и пр. Полномасштабное развертывание системы идентификации и мониторинга состояния объектов дорожного движения, по прогнозам аналитиков, позволит снизить количество ДТП в среднем на 5 - 10 % и приведет к сокращению ущерба экономики не менее чем на 2 %. Запуск данного проекта позволит создать новый сектор рынка для высокотехнологичной промышленности, а полученный в ходе разработки системы опыт может в дальнейшем быть использован при создании и развитии интеллектуальных транспортных систем российских городов, включая проекты "ЭРА ГЛОНАСС", 12-тонники и пр. В то же время RFID-технологии найдут применение и в создаваемых сегодня интеллектуальных транспортных системах (элементы ИТС на основе разработок ГК "М2М телематика" функционируют более чем в 52 регионах, в 102 городах России).
Если же говорить о развитии сегмента потребительского оборудования, то
коммерциализация и глобализация ГЛОНАСС происходит не сверху, а снизу: цепочка частных компаний от производителей чипсетов до производителей навигаторов и торговых сетей рискнула и создала целый сегмент рынка.
В этом уверен глава представительства Mstar Semiconductor B.V в России Николай Михайлов. По его словам, технология, лежащая в основе ГЛОНАСС-навигаторов, создается в России, производство размещается в Китае, товар продается в России и развитых странах. Тем самым на примере коммерциализации ГЛОНАСС продемонстрирована работоспособность и применимость в России инновационной бизнес-модели, типичной для постиндустриального общества. В то же время, по его словам, двух- и даже трехсистемные приемники не обеспечивают и не могут обеспечить требуемое качество навигации в условиях плотной городской застройки, внутри зданий и в других сложных условиях. Поэтому
на рынке массовых приложений следует ожидать гибридного решения ГЛОНАСС/GPS/Wi-Fi.
В то же время начальник аппарата Главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей "КБ НАВИС" Алексей Муравьев отметил, что в 2011 году навигационные модули отечественного производства по своим характеристикам стали конкурентоспособными на рынке коммерческой спутниковой навигации, который ранее занимали исключительно односистемные GPS-приемники устройства иностранного производства.
Однако опасность появления на российском рынке некачественных изделий сохраняется, связана она в основном с поставками из Китая. Поэтому основной задачей Ассоциации "ГЛОНАСС/ГНСС-Форум", по словам ее исполнительного директора Андрея Куприянова, становится обеспечение поставки на российский рынок качественных навигационных продуктов. Именно для этого создана система добровольной сертификации "Базис" по оценке соответствия поставляемых на отечественный рынок навигационных продуктов и услуг. Кроме того, при участии Ассоциации разрабатывался и согласовывался проект единого протокола обмена данными для систем мониторинга и экстренного реагирования на наземном транспорте, получивший поддержку ведущих производителей навигационного оборудования и систем транспортной телематики.
Фото: ОАО "Российские космические системы"
spbit.su