← Таможня и ВЭД

Таможня дает зло

Таможня дает зло
Пока чиновники ломают голову над тем, как при помощи бумаги, чернил и государевой печати спасти российское производство телекоммуникационного оборудования, его разработчики прямо заявляют о своих сложностях и потребностях. И, судя по их словам, одна из главных проблем отечественной высокотехнологичной отрасли притаилась на государственной границе.
Многолетние потуги государства в области поддержки и развития отечественного высокотехнологичного производства пока вылились лишь в принятие Минпромторгом и Минэкономразвития приказа №1032/397 от 17 августа 2011 года. В жарких баталиях и спорах между собой и участниками рынка разработчики этого документа смогли договориться о том, что же считать телекоммуникационным оборудованием отечественного происхождения. И, насколько мне известно, аналогичная методика разрабатывается и для микроэлектронных компонентов.
Однако, на мой взгляд, законотворцы так увлеклись процессом, что слегка позабыли о том, ради чего все это затевалось. Но уж явно не для того, чтобы раскрасить рынок телекоммуникационного оборудования и микроэлектроники в разные цвета сообразно национальной принадлежности. Лично я помню как минимум две официально задекларированные глобальные задачи: создать благоприятные условия для развития высокотехнологичного производства в стране и поддержать отечественного производителя. Не могу объективно и беспристрастно судить о том, как продвигаются дела с первой частью этого наполеоновского плана, но вот до конкретных мер поддержки отечественных производителей дело так и не дошло. И это несмотря на то, что упомянутый мной приказ скоро отметит годовщину со дня принятия.
А что же на самом деле нужно отечественным производителям для счастья? Оказывается, не так уж и много - и сами производители этого отнюдь не скрывают, сообщая о своих потребностях при любом удобном случае. Последний раз мне удалось послушать их излияния на эту тему во время специализированной секции в ходе выставки "Связь-Экспокомм-2012". Парадокс в том, что в конкурсах на заказы от государства и близких к нему структур и предприятий они вполне могут обойтись без обещанных свыше преференций, поскольку таковые итак подарены им волей судьбы. На российском рынке есть такие ниши, в которых могут уживаться и работать только очень мужественные отечественные компании. Например, в ОАО "РЖД" для перегонной связи местами до сих пор используются трубки, показывать которые стыдно даже в палеонтологическом музее. Не говоря уже о военных системах связи, где обретают уже неизвестно какое по счету дыхание старые аналоговые бабушкофоны. Их наладкой и обслуживанием занимаются сугубо отечественные компании. И дело тут отнюдь не в государственной безопасности и повышенных мерах строжайшей секретности. Просто от такого изобилия антиквариата у зарубежных вендоров, помешанных на цифровой трансформации и конвергенции, глаза на лоб лезут.
Возможно поэтому на какие-то мифические преференции в борьбе за госзаказы никто из отечественных производителей особенно не уповает. Зато все они в один голос просят навести порядок на российской таможне - без этого их производство, завязанное на импортную компонентную базу и комплектующие, как без рук. О специфике работы федеральной таможенной службы можно писать многотомные криминальные романы, но я ограничусь лишь парой забавных историй. Не секрет, что российские производители периодически получают предложения сделать под заказ телеком-оборудование с характеристиками как у популярных зарубежных решений, но дешевле. И вот один отечественный разработчик взялся за такую работу. Объектом для подражания был выбран то ли коммутатор, то ли маршрутизатор Cisco. Искомый образец был выписан из-за границы, но его таможенное оформление растянулось настолько, что за это время компания Cisco успела выпустить новое поколение оборудование, в результате чего заказ был аннулирован.
Не менее душещипательные байки рассказывают и про отечественный экспорт, которого, как известно, практически нет. А откуда ему взяться, если только для того, чтобы показать на зарубежной выставке опытные образцы своей продукции российским компаниям приходится высылать их за границу чуть ли не за несколько месяцев до начала мероприятия, чтобы успеть пройти через все таможенные препоны?
Наконец, нельзя не упомянуть и о пресловутом таможенном неравенстве. Одни российские компании пытаются действовать в русле закона и ввозить необходимые для производства оборудования компоненты честно, без обмана. Но именно они почему-то обычно и становятся жертвами чрезмерно бдительных таможенников. Так, руководитель одной из отечественных компаний, работающих на массовом рынке электроники, поведал о том, как однажды ему пришлось отказаться от большой партии плат и свернуть производство одной из линеек телеком-оборудования только потому, что ревностные служители отечественной таможни обнаружили на этих платах ЖК-экраны (предназначенные для системной настройки) и посчитали их законченными устройствами. Как следствие, они потребовали уплатить таможенную пошлину именно как за готовые импортные устройства, то есть в разы больше, а не как за отдельные компоненты. В результате компания посчитала, что для нее производство соответствующей линейки оборудования выйдет нерентабельным и бросила партию плат на таможне. При этом
не секрет, что многие другие компании как-то ухитряются провозить из-за рубежа (и, в особенности из Китая) внушительные партии конечной электронной продукции под личиной черти чего, что позволяет им бессовестно демпинговать, обрушивая рынок. И куда только в таких случаях теряется бдительность российских таможенников - никому как бы непонятно.
В ходе расширенного заседания коллегии Минкомсвязи, состоявшегося 15 мая сего года, вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин прямо заявил: "Хватит кормить чужого дядю", за что был награжден бурными аплодисментами. Но судя по сигналам, поступающим из отечественной высокотехнологичной отрасли, во многих ее проблемах виноваты отнюдь не чужие, а вполне даже свои дяди. Казалось бы, задача разобраться с "чужими среди своих" или "своими среди чужих" вполне соответствует амбициям нового, молодого и энергичного лидера отраслевого министерства. Но беда в том, что таможенное регулирование лежит вне сферы компетенции отраслевого регулятора. Вот и выходит, что ковать счастье для отечественного производителя телеком-оборудования нужно за пределами отрасли, приводя в порядок работу смежных ведомств и федеральных служб.
Автор - обозреватель журнала "Стандарт"
Фото: Dreamstime.com
ComNews