Азербайджан - за коридор Запад-Восток. Россия - за развитие коридора Север-Юг
Азербайджан расположен на пересечении двух международных транспортных коридоров - Запад-Восток и Север-Юг. Однако, скорее всего, по политическим вопросам последний не столь активно реализуется, чем коридор, нацеленный в сторону Запада.
К 2034 году мощность транспортировки в рамках железнодорожного проекта Баку-Тбилиси-Карс будет повышена до 17 миллионов тонн грузов и трех миллионов пассажиров, сообщил в интервью "Тренд" министр экономики Турции Зафер Чаглайан.
"На первом этапе, то есть с начала эксплуатации железной дороги, мощность транспортировки будет составлять 6,5 миллиона тонн грузов и один миллион пассажиров. Затем транспортная мощность проекта будет увеличена до 17 миллионов тонн грузов и трех миллионов пассажиров", - сказал он.
Министр отметил, что строительство железной дороги продвигается довольно быстрыми темпами. Ожидается, что в течение 2012 года все строительные работы завершатся. "Строительство в рамках железнодорожного проекта на территории Грузии продвигается относительно медленнее, однако мы надеемся, что к концу 2012 года завершатся работы и на отрезке, находящемся на грузинской территории", - сказал Чаглайан.
По его словам, на сегодня завершено строительство в объеме, охватывающем 60 процентов проекта. Общая стоимость проекта составляет около 500 миллионов долларов. Чаглайан отметил, что
железнодорожный проект Баку-Тбилиси-Карс является очень важным с точки зрения возрождения исторического Шелкового пути.
Этот проект поспособствует экономическому, культурному и социальному развитию стран региона.
"После реализации проекта Азербайджан, Турция и Грузия будут играть важную роль в международных перевозках", - отметил он. Таким образом, по словам министра, посредством проекта Баку-Тбилиси-Карс будет обеспечена безопасная и экономичная перевозка железнодорожным транспортом, что станет шагом на пути активного развития стран Кавказа и Средней Азии ("Тренд").
Между тем Азербайджан продолжает пpедпpинимать шаги, напpавленные на улучшение транспортного сообщения с Россией. Министерство транспорта Российской Федерации отмечает большие успехи, достигнутые в транспортном секторе Азербайджана, и заинтересовано в опыте Азербайджана по строительству дорог, порта Алят, нового терминала аэропорта. Об этом сказал заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов во время выступления на третьем азербайджано-российском межрегиональном форуме "Российско-азербайджанский диалог-2012", который начал свою работу в четверг 28 июня в Баку.
"В 2011 году грузооборот между двумя странами составил 5,5 миллиона тонн, за первые пять месяцев текущего года - 2,5 миллиона тонн", - сказал Окулов. По его словам, сегодня перед Россией стоит задача максимально использовать транспортные возможности страны. "В этом плане большое значение имеет развитие транспортного коридора Север-Юг, в частности, развитие Астраханского транспортного узла, порта Махачкалы, а также реализация трехстороннего соглашения между Россией, Азербайджаном и Ираном по строительству железной дороги Решт-Астара протяженностью 172 километра. Эта железная дорога позволит проложить самый короткий маршрут между портами Балтики и Персидского залива", - сказал Окулов.
По его словам, министерства двух стран продолжают работу над совершенствованием правовой базы для сотрудничества и готовят ряд совместных соглашений. "Мы нацелены на развитие сотрудничества по всем направлениям не только с точки зрения качественных показателей, но также качества и безопасности, совместного внедрения современных технологий", - сказал Окулов.
Открытие прямого паромного сообщения между портами Алят и Астрахань является одним из перспективных направлений сотрудничества между Азербайджаном и Астраханской областью.
Об этом сказал вице-губернатор - председатель правительства области Константин Маркелов.
"В 2004-2011 годах по этому маршруту в тестовом режиме пускались суда, что подтвердило перспективность данного направления", - сказал Маркелов. По его словам, большим потенциалом обладает сотрудничество и в финансовом секторе.
"Руководство области приветствует намерение Международного банка Азербайджана выйти на астраханский финансовый рынок и готово оказать необходимую организационную помощь. Это стимулирует работу азербайджанских предприятий в нашей области", - сказал Маркелов. По его словам, также возможны совместные проекты в сфере энергетики и других областях ("Тренд").
Стоит отметить, что
среди международных коридоров существует заметная конкуренция в борьбе за грузы.
И Россия, будучи заинтересована с Азербайджаном в проекте "Север-Юг", настороженно относится к коридору Запад-Восток, который является конкурентом Транссибирской магистрали по переброске грузов из Китая в западноевропейские страны.
Украина и Россия считают одним из приоритетов сотрудничества в сфере транспорта активизацию работы по реализации проекта строительства ширококолейной железнодорожной линии Кошице-Братислава-Вена
в соответствии с четырехсторонними договоренностями (Австрия, Россия, Словакия, Украина) и развитие мультимодальных и контейнерных перевозок в направлении международных транспортных коридоров Европа-Азия.
Как сообщила пресс-служба Министерства инфраструктуры Украины, речь об этом шла в ходе встречи министра инфраструктуры Украины Бориса Колесникова и министра транспорта Российской Федерации Максима Соколова в ходе 11-го заседания подкомиссии по вопросам транспорта Комитета экономического сотрудничества украино-российской межгосударственной комиссии, состоявшегося в Киеве 27 июня. Министры констатировали, что за последнее время проведена значительная работа, направленная на повышение уровня обслуживания пассажиров и улучшение комфортности осуществления пассажирских перевозок между Украиной и Российской Федерацией, включая проведение таможенного и пограничного контроля в конечных и начальных пунктах поездов, курсирующих по маршруту Киев-Москва.
Как отметил Б.Колесников, с 1 ноября 2011 года Украина ввела упрощенную процедуру пограничного и таможенного контроля для пассажиров поезда N19/20 Харьков-Москва-Харьков: контроль осуществляется при въезде на территорию Украины во время движения поезда на участке Казачья Лопань-Харьков, а при выезде из Украины - непосредственно на станции Харьков-Пассажирский.
"Уже получены положительные отзывы пассажиров, довольных сокращением времени в пути. Поэтому в дальнейшем украинские и российские специалисты будут работать над ускорением процедур контроля при пересечении государственной границы всеми поездами", - отмечается в сообщении. Украина и Россия также договорились отработать вопросы усовершенствования технологии обмена информацией о движении грузов и железнодорожного подвижного состава при пересечении государственной границы в железнодорожном сообщении между Украиной и Российской Федерацией: для этого будет использоваться предварительный электронный обмен данными. "Мы хотим достичь европейского уровня в обслуживании пассажиров и выйти на среднеевропейский уровень по скорости грузовых перевозок", - цитируется в сообщении Б.Колесникова. Как сообщалось, весной 2010 года железные дороги Словакии, Австрии, Украины и РФ договорились о подготовке обоснования инвестиций в проект строительства 450-километровой ширококолейной железной дороги от Кошице до Братиславы и Вены, которая стала бы продолжением существующей магистрали Ужгород-Ганиска при Кошице. Годом ранее стороны подписали меморандум о создании соответствующего СП, которое начало деятельность в декабре 2009 года.
Проект позволит связать железнодорожную систему Центральной Европы с регионами Транссибирской магистрали, привлечь грузопоток на транзитные маршруты в Азию и повысить конкурентоспособность железнодорожных перевозок по сравнению с морским или автомобильным транспортом. Кроме того, ширококолейная железная дорога исключит перегрузку на станциях стыковки европейских линий (которые имеют ширину 1435 мм) с широкой колеей (1520 мм), применяемой в странах бывшего СССР.
Фото: Союзвнештранс
Zerkalo.az