Лизинг грузового транспорта сегодня
Рынок грузовой техники интенсивно восстанавливается, опережая другие отрасли экономики. Однако возраст автомобильного парка страны диктует необходимость его интенсивного обновления. Одним из доступных и признанных инструментов расширения и обновления парка является лизинг. В ситуации с лизингом грузового транспорта разбирался корреспондент Auto-sib.com.
Несмотря на рост производства грузового транспорта, и объемов грузоперевозок, вопрос о необходимости серьезного обновления имеющегося в России автопарка все еще стоит достаточно остро в повестке дня. До сих пор 64% грузовых автомобилей имеют возраст более 10 лет и около 60% соответствуют экологическому классу "Евро-0". В странах с рыночной экономикой, к которым относится и Россия, прямого административного запрета на использование старых грузовых автотранспортных средств не существует. Для стимулирования их обновления используются исключительно методы как экономического характера (налоги в зависимости от экологического класса), так и технического (регламенты, техосмотры), что делает невыгодным эксплуатацию устаревшего транспорта. Эти направления регулирования станут приоритетными.
Наиболее эффективным механизмом обновления грузового автопарка был и остается лизинг. По данным рейтингового агентства "Эксперт РА", в прошлом году произошло увеличение количества сделок лизинга автотранспорта. В частности, лизинг грузового транспорта стал вторым по объему сегментом, несмотря на то, что его доля за год снизилась с 9,9% до 8,3%.
В Сибирском федеральном округе динамика развития рынка лизинга была выше, чем в среднем в России. Согласно данным "Эксперт РА", рост составил 45,7% и шел в основном за счет крупных игроков: объем нового бизнеса первой пятерки лидеров составил почти 3/4 от общего объема. В целом объем нового бизнеса превысил 22 млрд рублей, при этом совокупный лизинговый портфель достиг 51,3 млрд рублей. Впрочем, сегмент грузового автотранспорта рос намного медленнее рынка, и увеличился всего на 12 %. По мнению экспертов, в Сибири спрос на обновление транспорта сохраняется. Но у лизингодателей, которые были ориентированы только на этот сегмент, возникли трудности. Правда, лидеров рынка эти проблемы не коснулись. К примеру, Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), занимающая второе место в СФО, значительно увеличила количество сделок в сегменте грузового транспорта.
Значительный вес автотранспорта в числе предметов лизинга характерен для рынка большинства государств. По данным Европейской федерации национальных лизинговых ассоциаций LEASEUROPE,
доля лизинга автотранспорта в среднем в 27 странах Европы составляет 48%.
Важным стимулирующим фактором лизинга грузового транспорта и автобусов становится тот факт, что лизинговые компании стали важным каналом сбыта для автопроизводителей. В РФ показатели доли отечественного лизинга грузового транспорта в общем объеме продаж пока еще не очень высоки, несмотря на имеющиеся налоговые преференции.
По оценке аналитиков "Эксперта", в этом году темпы роста на рынке лизинга все же могут снизиться. Повышение ставок по кредитам в условиях, когда банковское финансирование занимает долю 60-75% в источниках фондирования лизинговых компаний, существенно бьет по марже лизингодателей и доступности лизинга автотранспорта, что в итоге может привести к очередной "чистке" среди игроков рынка лизинга автотранспорта. В такой ситуации наиболее эффективные программы без увеличения их стоимости могут предлагать только крупные лизинговые компании при государственных банках или государственные лизинговые компании с собственным капиталом. При этом огромное значение будут иметь не только объемы сделок, но и способность компаний играть на быстрорастущих рынках, а также наличие диверсифицированного программного портфеля для клиентов (наличие льготных программ, долгосрочных договоров, возможности понижения ставок).
Владимир Добровольский, директор по развитию бизнеса ГТЛК, отмечает:
"На самом деле о замедлении спроса или даже о падении рынка говорят давно. Так, в конце 2011 года почти все делали заявления о том, что темпы роста рынка снизятся. Тем не менее первое полугодие 2012 года показало обратное. Если никаких серьезных экономических потрясений не будет, рост сохранится на уровне первых шести месяцев текущего года.
Грузовая техника - это один из наиболее востребованных сегментов.
Все успешные компании сейчас показывают в нем рост. Потенциальные лизингополучатели ищут наиболее выгодные условия. Естественно, в нашем бизнесе главное преимущество - это низкая стоимость лизинговых услуг. Все сделки по лизингу автотранспорта финансируют банки, соответственно, в привилегированном положении оказываются те, кто входит в ТОП-5 лизинговых компаний, кто может предложить выгодные условия финансовой аренды. Такие преимущества есть не у всех, и думается, что в случае осложнения экономической ситуации первыми ощутят сложности именно небольшие компании".
Специалисты лизинговых компаний считают, что только финансирования недостаточно. Большинство лизинговых компаний проводят оценку поставщиков, но их подходы сильно разнятся. Самый распространенный критерий оценки для отечественных лизингодателей - сможет ли компания поставить оборудование, не использует ли мошеннические схемы. Пожалуй, действительно, это самое главное. Второй критерий оценки - не завышена ли стоимость оборудования, это так же интересует всех.
"Но есть еще одно важное направление работы для лизингодателей, которым многие незаслуженно пренебрегают, - отмечает Е. Добровольский, - сможет ли поставщик обеспечить сервисное обслуживание закупаемой техники. Мы советуем всем лизинговым компаниям, независимо от их размера, уделять внимание наличию сервисной сети и положительному опыту поставок".
Фото: АвтоТрансИнфо
Auto-sib.com