А тягач и ныне там
Рассмотрение вопроса о развитии автомобильной отрасли в условиях вступления России в ВТО на очередном заседании Правительства РФ содержало интригу. Позволим себе предположить, что она была спровоцирована одним недавним вопросом к президенту России. Гендиректор крупной екатеринбургской транспортной компании Юрий Ступак на совещании с работниками транспортной отрасли обратился к Владимиру Путину с вопросом: почему в стране ввели утилизационный сбор, но таможенные сборы на ввоз техники из-за рубежа не снизили, хотя и обещали?
Президент РФ Владимир Путин тогда потребовал от Минпромторга разобраться в ситуации, при которой ввозные пошлины на седельные тягачи остались на прежнем уровне, в то время как утилизационный сбор уже введен. Глава Минпромторга Денис Мантуров подтвердил, что на седельные тягачи пошлины не снижались, выяснял, почему не покупают отечественные тягачи. На что бизнесмен просто сказал, что таких, как надо, не выпускают. Утилизационный сбор на наш тягач при этом составляет пятую часть стоимости нового автомобиля, примерно 220 тыс. руб. Владимир Владимирович же на оправдания министра тогда ещё употребил "Могли бы ещё бритвой по глазам, но не сделали этого!".
В ходе же последнего заседания правительства вопрос о седельных тягачах не то чтобы обошли стороной, а как потом оказалось, вообще не было и близко подобного вопроса. Дмитрий Медведев лишь напомнил о мерах поддержки автопрома. Это продление до 2020 года программы субсидирования кредитов, которые получили предприятия на реализацию инвестиционных и инновационных проектов. Ещё к этим мерам глава правительства отнёс внесение изменений в порядок, который определяет понятие "промышленная сборка". А также премьер-министр упомянул о четырёх новых соглашениях сроком на восемь лет, которые предусматривают льготы по ввозным пошлинам в целом на автокомпоненты при условии, что автопредприятия примут на себя дополнительные обязательства по расширению существующих мощностей до 350 тыс. автомобилей в год и оснащении не менее 30% выпускаемых автомобилей двигателями и коробками передач, которые создаются в России.
Один из журналистов напомнил министру промышленности и торговли Денису Мантурову о седельных тягачах. Министр подтвердил, что
речи об этом на заседании правительства не было:
"Сегодня не обсуждался вопрос, связанный с изменением подходов по сегодняшнему формату взимания утилизационных сборов: он всех полностью устраивает. Более того, мы изначально (и председатель правительства сегодня в своём вступительном слове сказал - вы это слышали прекрасно) принимали это решение для того, чтобы избавиться от подержанного экологического хлама. Соответственно, те темы, которые обсуждались у нас по утилизационному сбору в части седельных тягачей, не являются исключением по тому экологическому классу или, точнее, сроку производства седельных тягачей".
Вроде бы рассказ про всё те же тягачи, о которых взывал к Президенту гендиректор транспортной компании, о которых до сих пор спрашивают Дениса Мантурова, а всё равно получается, что ты ему про Фому, а он тебе про Ерёму.
Грубо говоря, изначально спрашивалось: почему ввозные пошлины не снизили, коли утилизационный сбор ввели? А после заседания правительства вопрос поставили с ног на голову: обсуждалась ли возможная корректировка утилизационных сборов?
"Если мы говорим про новые тягачи, я просто вам скажу базовую примерно ставку: около 250 тыс. рублей - до 400 тыс. максимум на новые седельные тягачи. Это максимум!" - восклицал министр как в рекламном ролике. "При этом у нас сегодня производятся седельные тягачи и четвёртого, и пятого, и шестого класса на предприятиях КамАЗа (как самим КамАЗом, так и его совместным предприятием с Mercedes), Volvo Trucks в Калуге, также есть МАЗ и совместное предприятие МАЗа и МАНа в Белоруссии - а у нас единое таможенное пространство, и мы в данном случае рассматриваем рынок общий", - добавлял он в русле заданной темы поддержки автопрома.
Далее следовали убедительные выкладки: "В себестоимости перевозки на километр это составляет всего 30 коп. По сравнению со сбором, который Министерство транспорта предполагает ввести со следующего года на грузовики свыше 12 т, - это ровно в 10 раз меньше, чем та сумма, которая будет взиматься с транспортников со следующего года". Вот! То есть "бритвой по глазам", на самом деле это то, что запланировано на 2013 год.
И ни слова о снижении ввозных пошлин при этом.
А поскольку речь велась прежде всего о подержанных тягачах, то министру пришлось признать, что в этих случаях сумма утилизационных сборов существенно больше - порядка 1 млн и доходит до 1 млн 700 тыс. рублей. "Но мы же говорим о чём? Если мы хотим выполнять грузоперевозки эффективно, соответственно, готовы покупать транспортные средства новые. Во-первых, которые производятся в России. Если хотите купить из-за рубежа - соответственно, заплатите эти копеечные утилизационные сборы, которые пойдут потом на создание системы утилизации, и в том числе на утилизацию этих же тягачей", - логично завершил ответ министр промышленности и торговли.
Логично, потому что не выходя за рамки компетенций своего ведомства. Дело в том, что как мы заметили, в вопросе о седельных тягачах было две составляющие: утилизационный сбор и ввозная пошлина. Первое регулирует министерство промышленности и торговли, а второе - министерство экономического развития. А этому фантику никто, публично, во всяком случае, поручений разобраться в ситуации с тягачами не давал.
На тягачи от 3 до 5 лет пошлина с 23 августа 2012 года составляет 15% + 18% НДС. После введения 1 сентября того же года утилизационного сбора, эта сумма не изменялась. Такая же ситуация с большегрузным транспортом вообще. Приведём для наглядности пример того, во что обходится бизнесу растаможка одного грузовика.
Таможенная пошлина на грузовики вычисляется по цене, указанной за грузовик в немецком независимом каталоге Schwacke. То есть, даже купив технику за меньшие деньги, чем она стоит на самом деле, а такое часто бывает, растаможить грузовик дешевле не получится,
ведь стоимость растаможки грузовика будет рассчитана относительно его стоимости по каталогу. Растаможить грузовик Kenworth, купленный по цене 15000 евро, а его стоимость согласно каталогу - 30000 евро, будет стоить 30000 x (15% + 18%) - 9900 евро.
Утилизационный сбор на автомобили, призванный защитить отечественных производителей от резкого снижения таможенных пошлин после вступления России в ВТО, сильно повлиял на такой сегмент, как грузовые автомобили. По данным Федеральной таможенной службы, в сентябре резко снизился импорт грузовиков, в первую очередь поставляемых из Азии. Ввоз машин из Южной Кореи (с учетом легких грузовиков, LCV) упал на 97%, до 67 автомобилей в сентябре. Из Кореи везли грузовые автомобили массой менее 5 тонн. И именно по ним произошел самый сильный спад - с 1,6 тыс. до 49 штук. Импорт из Китая тоже показал снижение на 89%, до 92 штук. Из Таиланда импорт упал в 3,5 раза, до 308 штук.
Напомним также, что от уплаты утилизационного сбора, введенного с 1 сентября, освобождены автопроизводители, обязавшиеся сами утилизировать свою продукцию. Газета "Ведомости" со ссылкой на данные сайта Минпромторга сообщила о том, что около 170 таких компаний оказались исключены из реестра изготовителей колесных транспортных средств. Дата исключения - 1 ноября. Это срок, к которому производители, заявившие о самостоятельной утилизации машин, должны были подать в министерство все документы и информацию о своей сети пунктов приема автомобилей на утилизацию (пункты должны быть во всех регионах, а также в городах с населением свыше 500 тысяч человек). Исключенным из списка придется платить утилизационный сбор наравне с импортерами.
Из реестра исчезли в том числе такие предприятия, как "Вольво восток" (завод выпускает тяжелые грузовики Volvo и Renault), "Тонар" (один из крупнейших российских производителей автоприцепов), Петровский завод автозапчастей АМО "ЗиЛ" (группа ЗиЛ, сюда в конце 2011 г. было перенесено производство "Бычков"), "Ремдизель" (входит в группу "КАМАЗ", специализируется на капремонте), "Тверской экскаватор" (специализируется на выпуске экскаваторов, погрузчиков, участвует в СП "Русских машин" и Terex), "Яровит моторс" (входит в холдинг "Яровит", выпускает тяжелые многоосные грузовики под своим брендом). По данным "АСМ-холдинга" в январе сентябре 2012 г. в России было выпущено 149608 грузовиков, на перечисленных производителей техники пришлось менее 5%.
Денис Мантуров был в курсе и официально ответил газетчикам так: "На самом деле у нас такой информации, что кто-то пострадал, честно говоря, нет, поэтому мы, конечно, отдельно проанализируем и поймём, разберёмся". Логично, как всегда... Ведь действительно - стоит же выяснить, почему на сайте министерства информация есть, а у министра нет. Или же вся суть опять в словах: пострадали или просто не попали в реестр?
Фото: АвтоТрансИнфо
ПРОВЭД