Производители спецтехники "затягивают пояса"
Крупнейшие производители спецтехники сокращают продажи по итогам третьего квартала 2012 года, а также снижают прогнозы по операционным и финансовым результатам на конец года.
Так, согласно опубликованным данным, чистая прибыль американского производителя спецтехники Terex Corp. в третьем квартале 2012 года сократилась до $30 млн с $37 млн в третьем квартале 2011 года. Вместе с тем менеджмент Terex отметил, что ожидает выручку от продаж в 2012 году на нижней границе объявленного ранее уровня - от $7,5 млрд до $7,8 млрд.
Между тем американский гигант дорожно-строительной техники и горного оборудования Caterpillar Inc. хоть и увеличил прибыль в третьем квартале в полтора раза, до $1,699 млрд, но все же понизил прогноз по данному показателю за 2015 год - к этому периоду прибыль компании окажется в диапазоне от $12 до $18 на акцию, тогда как ранее прогноз составлял $15-$20 на акцию.
Не лучше обстоят дела и у азиатских гигантов спецтехники: Komatsu сократил чистую прибыль за шесть месяцев, с апреля по сентябрь, на 30,2% в годовом сопоставлении, а чистая прибыль китайского производителя дорожно-строительной техники Sany Heavy Industry снизилась на 59% в третьем квартале.
Причиной сокращения прибыли и не радужных прогнозов производители называют замедление темпов роста мировой экономики и, как следствие ослабление деловой активности бизнеса. "Снижение объема продаж и прогнозов отражает текущие глобальные экономические условия, которые оказались хуже, чем мы ожидали ранее", - цитируют СМИ слова генерального директора Caterpillar Дуга Оберхельмана.
Мировая экономика в последнее время действительно показывает признаки замедления. В частности, ВВП Китая, второй после США крупнейшей экономики мира, в третьем квартале текущего года вырос на 7,4%, показав, таким образом, самый слабый результат с первого квартала кризисного 2009 года. Не лучше дела и у охваченной долговым кризисом Европы - ВВП экономики Старого Света понизился в последнем квартале на 0,5% после снижения на 0,1% кварталом ранее. Чуть лучше дела обстоят в США, где ВВП за третий квартал вырос на 2% в годовом сопоставлении.
В целом, глобальная экономика в этом году, согласно прогнозам Международного валютного фонда, увеличится на 3,3%, тогда как ранее ожидался рост на 3,5%.
"Корпорациям придется готовиться к весьма затяжному циклу слабого экономического роста, или даже спада, а, возможно, к резкому инфляционному всплеску, который также неблагоприятен для бизнеса", - отмечает аналитик брокерского дома "Открытие" Андрей Кочетков.
Между тем в российской экономике складывается неоднозначная ситуация в силу того, что больше половины отечественного торгового оборота приходится на обремененную кризисом Европу, зависимость бюджета страны от нефтяных цен лишь усилилась по сравнению с докризисным периодом, тогда как финансовая политика правительства и ЦБ, низкий уровень госдолга и перспективы сотрудничества с Китаем будут подогревать почву для ускорения роста отечественной экономики, отмечают аналитики Aforex. Как добавил Нарек Авакян, аналитик финансовой компании, рост российской экономики в этом году составит около 4%, в следующем, вероятнее всего, останется в этих же пределах.
Перспективы России
В связи с этим отечественный рынок спецтехники и коммерческого транспорта может выглядеть лучше, чем зарубежный. Так, в РМ-Терех по итогам 2012 года прогнозируют его рост на 10-11% по сравнению с прошлым годом. "Российский рынок дорожно-строительной техники является развивающимся, характеризуется недостаточной насыщенностью и высоким уровнем износа техники, - пояснили RAISE.RU в компании РМ-Terex. - Поэтому многие мировые производители рассматривают российский рынок как один из важнейших. По нашим прогнозам,
в 2014 году российский рынок, как минимум, вернется к прогнозируемым объемам 2012 года, а, возможно, и превысит этот объем на 5-10%".
Восстановление спроса может произойти благодаря активному развитию дорожного, гражданского и промышленного строительства в российских регионах, считают в РМ-Terex. Кроме того, спецтехника понадобится для дальнейшей подготовки к зимней Олимпиаде-2014 и Чемпионату мира по футболу-2018 году. Таким образом, основные потребители спецтехники в России - строительные компании - продолжают развиваться. "На данный момент отечественный строительный сектор наиболее динамично развивается в сегменте транспортной инфраструктуры, финансируемой, в основном, государством. Следовательно, спрос во многом будет зависеть от наличия заказов и доступности лизинговых продуктов", - комментирует Игорь Краевский, старший аналитик финансовой группы БКС.
В свою очередь Олег Гребенько, генеральный директор логистической компании AsstrA Transport, обращает внимание на такую особенность рынка спецтехники, как цикличность. "Потребители коммерческого транспорта не могут на длительное время отказаться от приобретения нового транспорта, так как, не обновляя парк, любая компания приходит к проблемам качества и высоких эксплуатационных издержек. В результате спрос откладывается на определенный период, после которого часто возникает вновь на более высоких объемах", - поясняет г-н Гребенько.
В настоящий момент, по оценкам экспертов БКС, многие небольшие компании действительно более осторожно относятся к формированию долгосрочных инвестиций в основные фонды и откладывают закупки, тогда как крупные компании, обслуживающие госконтракты, пока продолжают наращивать закупки техники.
Надежда на Китай
Что касается мирового спроса на спецтехнику, то шансы на восстановление рынка есть со стороны США и Китая, считают эксперты аналитического агентства "Инвесткафе". "При текущих прогнозах по снижению темпов роста мировой экономики, рост рынка коммерческого транспорта и спецтехники ожидается на уровне 7%-8%, однако если экономика Китая также продолжит замедляться, то может реализоваться негативный сценарий, при котором рынок либо расти не будет, либо темпы роста будут очень низкими", - резюмирует Андрей Шенк, аналитик компании.
Однако Sany Heavy, китайский производитель экскаваторов и другого строительного оборудования, заявил в этом месяце, что машиностроительный сектор Поднебесной постепенно возвращается к нормальным для себя показателям, и уже во втором или третьем квартале будущего года покажет уверенный рост в связи с общим "выздоровлением" китайской экономики.
При этом, как заметил г-н Шенк, восстановление рынка Китая может начаться после смены главы государства, когда новая власть возьмет курс на стимулирование внутренней экономики, что приведет к увеличению объемов строительства и, следовательно, возрастет спрос на спецтехнику в этом регионе.
Фото: АвтоТрансИнфо
Raise.Ru