Оброк в пользу дорог
Согласно ст. 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 68-ФЗ, с 1 января 2013 года движение грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по федеральным автодорогам общего пользования допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого ими магистралям. Взимать плату планируется при помощи системы, которая будет рассчитываться на основании данных, полученных от бортовых устройств, работающих в системе ГЛОНАСС.
Про взимание "двенадцатитонного оброка" чиновники задумывались и раньше. О разработке концепции внедрения платного транзита для грузового транспорта общей массой свыше 12 тонн минтранс сообщал в январе 2006 г. Тогда проект предусматривал два вида платы: повременную (за месяц, квартал, год) и покилометровую. По расчетам ведомства, нагрузка на себестоимость перевозки якобы возрастет не более чем на 2-3% от транспортной составляющей и поэтому не должна отразиться на конечной стоимости товара.
Нелишне вспомнить, что налоговые платежи якобы за пользование дорожной инфраструктурой в государстве уже имеются, и размеры их немалые. В РФ до 2001 года существовал и Дорожный фонд, и целевой транспортный налог. Предприятия всех форм собственности платили в бюджет 1% с оборота, на которые, собственно, строились и содержались дороги. После ликвидации дорфондов и оборотного налога для владельцев автомобилей был введен так называемый транспортный налог, который и по сей день рассчитывается исходя из мощности двигателя, с региональными накрутками. Ни к транспорту, ни к дорогам он никакого отношения не имеет, а представляет разновидность налога на имущество. Кроме того, это были нецелевые деньги: транспортный налог поступал в общий бюджет и расходовался на нужды, которые считали первоочередными на тот момент федеральная власть или региональные чиновники.
После многочисленных требований общественности о "включении транспортного налога в цену топлива" в 2010 году было принято решение о постепенной отмене транспортного налога и одновременном увеличения акциза на бензин. Считалось, что с ликвидацией этого налога РФ выиграет по целому ряду моментов:
- собираемость налога подойдет к 100%, т.к. акциз платят топливные компании, которые проще контролировать;
- снижение затрат на администрирование, т.к. не нужно будет содержать огромный штат различных инспекторов, которые сегодня задействованы в сборе транспортного налога;
- адресное поступление средств на территории, где эксплуатируются машины;
- автомобилисты будут платить за дороги в зависимости от того, сколько они по ним ездят, причем в рассрочку;
- появится стимул для приобретения экологичного транспорта.
Однако все благие намерения и обещания остались нереализованными.
Правительство, заявив о ежегодном увеличении с 2011 года акциза, сохранило при этом и транспортный налог.
Чиновники решили, что и за проезд тяжелых грузовиков пора раскошеливаться по полной программе. В марте 2012 г. минтранс публикует проект постановления правительства, согласно которому размер платы "в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, составляет 3,5 рубля за один километр пройденного пути". И это вдобавок к транспортному налогу и растущим акцизам на бензин.
Кстати, 3,5 руб. составляют примерно 10% от средней ставки перевозки на 1 км, а не 2-3%, как считают в минтрансе.
Эта сумма автоматом увеличит стоимость перевозимых товаров, причем чем дальше от индустриальных центров, тем больше.
Однако при подготовке законопроекта "О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" минфин не планировал получать доходы от взимания платы в 2013 году, хотя та часть ФЗ-68, что посвящена взиманию платы, должна вступить в силу именно с 1 января 2013 года. Равно как и глава 12 КоАП РФ с этой даты дополняется ст. 12.21.3, согласно которой движение грузовика с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн без внесения платы в счет возмещения вреда влечет наложение административного штрафа до 1 млн руб.
Причина, по которой минфин даже не планировал поступление данных средств, кроется в еще одном нюансе, на который мало кто обратил внимание - взимание платы с перевозчиков планируется осуществлять при помощи системы, создаваемой в рамках государственно-частного партнерства, путем заключения концессионного соглашения. Фактически косвенный налог от продажи товаров народного потребления - соли, сахара и т.д., пойдет через ГЧП-прокладку.
Под предлогом развития транспортной инфраструктуры создается еще одна практически неконтролируемая структура.
Характерным эпилогом этой истории явился подготовленный минтрансом законопроект о внесении изменений в N 68-ФЗ, в котором предлагается перенести сроки введения системы взимания платы на 1 ноября 2014 г. Перенос вызван неопределенностью с возможностью заключения и исполнения вышеуказанного концессионного соглашения в установленный срок, но самое главное - позволит снизить социальное напряжение из-за вступления в силу 68-ФЗ, уверены в минтрансе. И с этим трудно не согласиться.
Фото: АвтоТрансИнфо
Российская Бизнес-газета