С января в России будет запрещена продажа бензина и дизельного топлива стандарта ниже "Евро-3". Об этом сообщил замминистра энергетики Павел Федоров. Таким образом из оборота будет полностью изъято топливо стандарта "Евро-2", которого сейчас в запасах, согласно оценкам, около миллиона тонн.
О том, не приведет ли это к дефициту на автозаправках, и успеют ли нефтяники перейти целиком на новые стандарты "Голосу России" рассказал аналитик "Номос-банка" Денис Борисов.
- Как вы оцениваете полный переход на новые стандарты топлива? Не вызовет ли это дефицита на заправках, учитывая, что из продажи будет изъят миллион тонн топлива?
- О том, что планируется подобная мера, а именно полный запрет выпуска нефтепродуктов качества класса ниже "Евро-3" было известно уже давно. Сами сроки по введению этой меры неоднократно переносились. Тем не менее были ожидания, что и с 1 января аналогичная мера не будет введена полностью, и опять на введение данных санкций будет наложен определенный мораторий.
Тем не менее Минэнерго, видимо, настроено достаточно серьезно и действительно планирует полностью запретить выпуск бензина и дизельного топлива, не соответствующих классу "Евро-3" и выше. При этом, если вспомнить ситуацию прошлого года, то весной в отдельных регионах на АЗС действительно наблюдался дефицит бензина, в том числе вызванный ограничениями на использование класса топлива "Евро-2".
Поэтому, безусловно, нет никакой гарантии, что ситуация не повторится и в начале следующего года. Другое дело, что речь не идет о проблеме в масштабах России. Скорее, возможно возникновение напряженности на отдельных региональных рынках. В частности, если рассмотреть московский регион, то практически все топливо, поставляемое в Москву, соответствует классам "Евро-3" и выше, причем уже давно.
Москва вообще всегда находилась в авангарде по введению нормативов экологического характера. Поэтому там проблем не будет. Однако традиционно в ряде регионов есть доминирующее положение одного нефтеперерабатывающего завода (НПЗ). И если этот НПЗ не готов и не успел модернизироваться к выпуску высокоэкологических видов топлива, тогда действительно потребуется логистическое изменение схем.
Поэтому определенная напряженность, конечно, возможна.Хочется надеяться, что все-таки Минэнерго, вводя подобные меры, адекватно оценивает последствия и успеет подготовиться, чтобы не произошла та ситуация, которая наблюдалась весной прошлого года.
- Несколько компаний, в том числе "Роснефть" и "Сургутнефтегаз", как известно, просили продлить сроки модернизации заводов на год или даже на три. Не думаете ли вы, что в связи с этим может повыситься цена на бензин? Как вообще это отразится на ценах на топливо?
- Если рассматривать данную проблему с точки зрения экономики НПЗ, то одна из ключевых проблем - это отсутствие определенности в будущих налоговых условиях.
В частности, что будет с акцизами? Сохранится ли та концепция, которая действует сейчас, а именно дифференцированный подход к взиманию акцизов? Условно говоря, чем более высококлассное топливо вы выпускаете, тем ниже вы можете платить ваш акциз.
Другое дело, что дефицит дорожных фондов приводит к тому, что эта концепция в любой момент может быть пересмотрена. Это, естественно, не создает уверенности нефтяникам, и они не спешат вкладываться в установку тех процессов, которые не увеличивают выход светлых нефтепродуктов, что приносит им дополнительную стоимость, и тех процессов, которые улучшают качество выпускаемой продукции. Понятно, что стоимости это не прибавляет.
Потому что, как правило разница между бензинами класса "Евро-4" и "Евро-3" не такая существенная, чтобы все повсеместно и поголовно быстро побежали вкладывать деньги. Тут ключевой вопрос - это именно вопрос акцизов. Если нефтяники поймут, что концепция дифференциации акцизов будет сохранена, в этом случае темпы инвестируемых средств в модернизацию могут увеличиваться.
И плюс с первого января заводы фактически попадают в безвыходную ситуацию. Потому что, что касается бензина, то, действительно, его часть можно направлять на экспорт.
Однако не стоит забывать, что в настоящий момент фактически действует заградительная экспортная пошлина по бензинам. Она установлена в размере 90 процентов от нефтяной. И это делает поставки на экспорт не очень привлекательными. По дизтопливу, действительно, возможны варианты. И то дизтопливо, которое соответствует классам "Евро-2" и ниже, может быть экспортировано.
Голос России