Легкие на подъем
Наблюдать за рынком легкого коммерческого транспорта всегда интересно. "Каблуки", фургоны, микроавтобусы и легкие грузовики нужны прежде всего бизнесу. И динамика продаж на рынке легкого коммерческого транспорта - один из индикаторов состояния дел в экономике. По тому, насколько хорошо (или плохо) продаются новые легкие коммерческие автомобили, можно судить о развитии транспортного и торгового бизнеса в России. Разумеется, рынок этот интересен и с точки зрения чисто автомобильной.
За первые три квартала 2012 года рынок легких коммерческих автомобилей вырос на 9%. "Как и прогнозировалось, рынок продолжает умеренный рост по сравнению с прошлым годом, - комментирует председатель Комитета коммерческого транспорта "Ассоциации европейского бизнеса" (АЕБ) Андрей Чурсин. - Введение утилизационного сбора несколько замедлило прирост продаж в конце третьего квартала, но мы уверены, что конец года традиционно будет активным".
Как отмечают эксперты, в этом году на рынке легкого коммерческого транспорта произошли серьезные подвижки, которые, скорее всего, будут иметь продолжение в следующем году. Так, начал сдавать позиции ГАЗ. Если в 2011 году наблюдался значительный прирост продаж автомобилей "Газель", "Соболь" и "Валдай" (+27%), то за три квартала 2012 года ГАЗ сработал "в ноль" на фоне 9-процентного роста рынка. Отечественный производитель явно теряет покупателей. Обновление бестселлера марки - появление варианта "Газель Бизнес" - не поддержало продажи. На заводе надеются, что с выходом в продажу нового поколения "Газели" с индексом NEXT ситуация улучшится, но пока покупатели переключились на недорогие иностранные бренды, в частности китайские. Автомобили марки Baw только-только появились в России, но уже продано почти 1,4 тыс. штук. Начался небольшой, но все же рост продаж и у отечественного ТагАЗа, сотрудничающего с китайскими автопроизводителями.
Наряду с ГАЗом теряли своих покупателей и некоторые другие марки легких коммерческих автомобилей. В частности, Isuzu, чьи показатели росли в 2011 году, по сравнению с 2010-м резко сдала позиции, продажи сократились на 60%. Столько же в процентном выражении потерял и FIAT, но в количественном выражении падение продаж автомобилей этой марки выглядит просто катастрофическим: с 10 тыс. автомобилей за три квартала 2011 года до 4 тыс. машин за тот же период 2012-го. В результате FIAT потерял почетное 1-е место по продажам легких коммерческих автомобилей в России среди иностранных производителей. Теперь итальянскому бренду приходится довольствоваться 5-м местом среди иномарок и 7-м в абсолютном зачете. Как ни странно, но продажи снизились и у популярного в РФ Hyundai. Хорошо выступив в сегменте легковых авто, марка не нашла, что предложить бизнесу, в результате - уменьшение продаж на 17%.
В тройку лидеров рынка легких коммерческих автомобилей полной массой менее 6 тонн ворвался Volkswagen NFZ, показавший 41-процентный прирост. В натуральном выражении это почти на 3 тыс. машин больше, чем за три квартала 2011 года. Кстати, в 2011 году марка показала 71-процентный прирост по отношению к продажам 2010 года. Темпы роста замедляются, но динамика остается положительной. Однако гораздо больше удивила марка Renault, которая в этом году увеличила продажи легких коммерческих автомобилей на 319% (за три квартала 2012 года Renault продала 1,24 тыс. машин). В прошлом году, к примеру, рост был гораздо скромнее - 108%. Так что экспансия французской марки на российский рынок коммерческого транспорта налицо. О том, что это не случайно, говорят и данные продаж грузовиков Renault полной массой более 16 тонн (кстати, этот рынок из-за утилизационного сбора показал 5-процентный спад продаж): за три квартала 2012 года компания продала 1,33 тыс. машин, показав 47-процентный рост и выйдя на 5-е место в абсолютном зачете, уступив только маркам MAN, "Урал", Scania и Mercedes. Renault поставил перед собой четкую задачу, и следует ожидать продолжения роста продаж коммерческих автомобилей марки, даже если рынок начнет падать. К слову, растут продажи и у других французских продавцов легких коммерческих автомобилей - Peugeot и Citroen. Стоимость их моделей достаточно высока, но коммерческие предложения компаний весьма выгодны, поэтому поставки автомобилей Boxer и Jumper порой выкупаются крупными компаниями на корню. В частности, фирма "Кириешки" застолбила за собой все поставки Boxer и Jumper модификации H3L3 до конца 2012 года.
Самыми распространенными и востребованными моделями для бизнеса любого формата являются фургоны полной массой до 3,5 тонны. В модельном ряду отличившихся в этом сегменте марок Renault и Volkswagen - это Master и Crafter соответственно. Стоимость этих фургонов варьируется не только от степени оснащения, но и в зависимости от конфигурации кузова. В частности, цены на Renault Master начинаются от отметки 987 тыс. рублей за короткобазный фургон с низкой крышей и передним приводом. Оснащение автомобиля весьма богатое, что традиционно для автомобилей этой французской марки: назвать базу "пустой" нельзя. Так, за указанную сумму покупатель получает не только 2,3-литровый турбодизель, но и подушку безопасности водителя, сплошную металлическую перегородку с отделкой, бортовой компьютер, передний обогреватель, электростеклоподъемники и электропривод зеркал заднего вида, центральный замок с д/у, двухместное переднее пассажирское сиденье с возможностью трансформации в фиксированный столик, защиту картера двигателя, адаптацию двигателя к запуску в холодном климате и многое другое. Для полного счастья водителя не хватает только кондиционера, который стоит дополнительно 35 тыс. рублей. Среднебазная модель Master c высокой крышей и передним приводом стоит от 1,082 млн рублей, а длиннобазная версия с высокой крышей и задним приводом, что очень важно для груженого фургона, - от 1,254 млн рублей. Volkswagen Crafter стоит дороже, чем Master, но также имеет ряд уникальных особенностей. Например, объем дизельных двигателей обновленного фургона снижен с 2,5 до 2 литров, а мощность их может, на выбор покупателя, составлять 105, 130, 140 или 158 л.с. Кроме того, Crafter может продаваться не только как фургон, но и как шасси. Стартовая цена автомобиля высока - от 1,3 млн до 2 млн рублей и более, но благодаря уникальным преимуществам машина востребована.
На втором месте по популярности - небольшие фургоны типа Renault Trafic и Volkswagen Transporter. Оба эти автомобиля могут иметь и пассажирские варианты, а в случае с немецким фургоном - еще и шасси. Как и Master, Trafic имеет богатую базовую комплектацию. Фургон с короткой базой и бензиновым мотором стоимостью от 894 тыс. рублей имеет тонировку стекол, систему ABS, передний отопитель, регулировку сиденья водителя по высоте, противоугонную защиту (блокировку двигателя), защиту картера стальными листами и ряд других опций. Тот же набор оборудования прилагается и к длиннобазному Trafic стоимостью 982 тыс. рублей, оснащенному турбодизельным мотором. Фургон Volkswagen Transporter существенно дороже - от 1,13 млн рублей, но, как и Crafter, имеет несколько вариантов двигателей (от 82 до 198 л.с.), а также может оснащаться системой полного привода 4Motion и 7-ступенчатой роботизированной коробкой передач DSG.
Есть в модельном ряду легкого коммерческого транспорта Renault и Volkswagen и так называемые каблуки, которые продаются как в пассажирском варианте a"la минивэн, так и в кузове цельнометаллического фургона. Машины эти используются и для личных нужд, и для бизнеса и удобны именно своими небольшими городскими размерами и маневренностью. Стоимость "каблуков" невысока. Например, Renault Kangoo с цельнометаллическим кузовом стоит от 596 тыс. рублей и, как старшие братья, имеет богатую базовую комплектацию. Volkswagen Caddy снова дороже - от 681 тыс. рублей, но имеет не только широкую линейку двигателей, но также два варианта базы: короткую и длинную (от 815 тыс. рублей).
Фото: АвтоТрансИнфо
Профиль