← Безопасность и страхование

Вес дальнобойщика влияет на аварийность

Вес дальнобойщика влияет на аварийность
Экономист и в прошлом водитель грузовика Стивен Бёркс из Университета Миннесоты в Моррисе (США) сопоставил индекс массы тела (ИМТ) среднестатистического водителя грузовика с вероятностью того, что шофёр попадёт в аварию. Вывод прост: эти вещи связаны непосредственно.
По данным Управления по вопросам безопасности автомобильных грузоперевозок США, за год в этой стране водители коммерческих фур, специализирующиеся на грузоперевозках, успевают поучаствовать более чем в 4 000 аварий с летальным исходом. 13% таких ДТП возникают из-за усталости шофёров-профессионалов или других проблем, вызванных ухудшением их здоровья.
В новой работе регулярно обследовались 744 водителя-новичка, подготовленные в 2005-2006 годах компанией Schneider National, а также учитывалась статистика их участия в ДТП в последующие годы. Выяснилось, что у тех из них, кто имел ИМТ > 35 (а это ожирение второй степени и выше), вероятность попасть в аварию в первые двагода была больше, чем у коллег с ИМТ < 35. На 43-55%! При этом водители с избытком веса (ИМТ = 25-30) и ожирением первой степени (ИМТ = 30-35) ничего такого не демонстрировали.
"Это тот случай, когда данные вопиют, - говорит Джонатан Андерсон, биостатистик из Университета Миннесоты, один из соавторов работы. - Мы нашли совершенно чёткие свидетельства того, что самый высокий ИМТ у водителей означает самый высокий риск ДТП".
Данные действительно ужасают, только почему очевидная мысль о такой взаимосвязи не пришла в голову кадровикам Schneider National до приёма на работу лиц с ожирением второй и более весомых степеней? Поясним: индекс массы тела, равный 35, соответствует 121 кг веса для человека ростом в 186 см, или 111 кг для среднего американского мужчины ростом в 178 см (ИМТ = вес/рост2). Очевидно, речь идёт о факторе, который вряд ли легко упустить из виду даже при поверхностно проведённом собеседовании. Между тем не секрет, что
избыточный вес может сделать человека более подверженным нарушениям сна, то есть и жертвой более высокой утомляемости.
Именно такую гипотезу - апноэ во сне - и выдвинули учёные. При регулярных апноэ происходит обычно не отмечаемое сознанием нарушение структуры сна, связанное с временным прерыванием дыхания во сне, отчего у жертвы днём возникает сонливость, ухудшение памяти, субъективное (а иногда и не только) снижение работоспособности и постоянная усталость. Ясно, что водитель многоосного монстра, имея такой букет, просто не может годами водить по десятку часов подряд и не попадать в ДТП.
Очевидно, регуляторам североамериканского рынка перевозок придётся решать, следует ли требовать от водителей ИМТ ниже 35 или же принципиально сделать ИМТ такого рода барьером при приёме на работу в качестве дальнобойщиков. Напомним, что похожие меры приняты в ряде штатов в отношении полицейских, а также являются нормой в некоторых ветвях вооружённых сил США.
Отчёт об исследовании опубликован в журнале Accident Analysis & Prevention.
Фото: nevsedoma.com.ua
АМИ