← Логистика, грузы

Объем петербургского рынка грузоперевозок достигнет в этом году 7 млрд рублей

Автотранспорт в России занимает около 70% в структуре грузоперевозок. Объем российского рынка коммерческих автомобильных грузоперевозок в денежном выражении, по оценкам крупнейших петербургских игроков, в 2011 году вырос на 20% и составил порядка 450 млрд рублей. Петербургский рынок участники рынка оценивают в 7 млрд рублей и констатируют, что давно перешагнули докризисную планку.
Всего в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) зарегистрировано порядка 450 компаний с юридическим адресом в Петербурге и Ленобласти, и все эти компании действительно работают на рынке. Впрочем, большинство из них имеют парк в среднем из 10-15 машин. Компаний, чей парк превышает сотню авто, в Петербурге и Ленобласти менее пяти. В число крупнейших игроков на рынке грузоперевозок входят компании CTS (входит в группу "Гепард"), "Миларин", "Мидас", "Трансэк".
Потеснить крупных игроков бизнеса почти нереально, говорят эксперты. Чтобы прийти на рынок и быть конкурентоспособным, необходим соответствующий парк автомобилей, собственная территория для складских комплексов, ремонтной базы, медпункта, автозаправки, штат специалистов и водителей. Впрочем, и собственная инфраструктура не гарантирует успех на рынке грузоперевозок. Места для новых крупных игроков на рынке нет. У новой компании должна быть клиентская база. Тенденция последних лет такова, что объем контрактов, наоборот, сокращается, и этих контрактов гораздо меньше, чем игроков рынка.
Участники рынка отмечают, что за последние несколько лет работать на международном рынке стало гораздо сложнее. Из-за удорожания топлива и запасных частей серьезно увеличилась затратная часть бизнеса. Как правило, компании, помимо транспортировки, занимаются экспедированием и хранением грузов.
Участники рынка констатируют, что менее хлопотно работать на внутреннем рынке, однако здесь гораздо более низкие ставки. Если рейс Петербург - Москва стоит 60 тыс. рублей, то рейс Хамина - Москва - 120 тыс. рублей.
При этом и на внутреннем рынке тоже не все гладко. Бизнесменов не устраивают правила игры. Так, например, если в Европе максимально допустимый вес груза 42 тонны, то в России - лишь 40 тонн. Это создает существенные неудобства при транспортировке грузов через границу. Кроме того, несправедливой участникам рынка видится и система штрафов перевозчиков. Чиновники не учитывают общее число рейсов компании, количество машин и к подсчетам нарушений относятся формально, считают бизнесмены.
Участники рынка отмечают, что в этом году многие клиенты изменили логистику и отказались от услуг финских портов. Это подтверждает и статистика. Грузооборот объединенного порта Hamina-Kotka за девять месяцев 2012 года снизился на 9,2% относительно показателя за январь-сентябрь 2011 года и составил 10,8 млн тонн. Конкурентная борьба между портами Финляндии, Эстонии и Петербурга обострилась. При этом Большой порт Санкт-Петербург отстает от зарубежных конкурентов из-за слабой инфраструктуры. Грузооборот Большого порта Санкт-Петербург в январе-сентябре 2012 года снизился на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года - до 43,3 млн тонн.
Порту Усть-Луга грузоперевозчики дают положительные оценки и отмечают, что многие клиенты отказались от финских портов именно в пользу порта в Ленобласти. Порт Усть-Луга за девять месяцев нарастил грузооборот в 2,1 раза - до 33,094 млн тонн.
Коммерсантъ