Ссылаясь на тенденции на рынке производства нефти и нефтепродуктов, некоммерческое партнёрство "Совет участников рынка операторов железнодорожного подвижного состава" предлагает пересмотреть Правила перевозок жидких грузов в вагонах-цистернах.
Исполнительный директор НП Дмитрий Королёв в ходе конференции "Рынок железнодорожного подвижного состава - 2012" отметил, что проекты, реализуемые на крупнейших нефтеперерабатывающих заводах России, направлены на повышение качества и ассортимента марочных бензинов, снижение объёма выпуска мазута и снижение содержания серы в дизеле. До модернизации нефтеперерабатывающих производств требуется большое количество цистерн для перевозки тёмных нефтепродуктов и нефти, а на конечном этапе нужны цистерны для перевозки светлых нефтепродуктов. Необходимо учитывать и запуск ОАО "Транснефть" проектов ВСТО-1 и ВСТО-2, практически полностью выбирающих объёмы нефти, ранее перевозившейся на восточных полигонах. Эти изменения требуют от операторов эксплуатации максимально универсальной цистерны для перевозки нефти и нефтепродуктов.
"Однако Правилами перевозок жидких грузов в вагонах-цистернах, утверждёнными 22 мая 2009 года, специальные и специализированные вагоны-цистерны разрешается использовать для перевозки только тех грузов, для которых они были предназначены, - говорит Дмитрий Королёв. - Назначение цистерн определяется исходя из того, в какой степени физико-химические свойства грузов влияют на безопасную эксплуатацию цистерн. Имеющиеся перечни для разных моделей цистерн содержат в среднем не более 30 наименований светлых и тёмных нефтепродуктов и ряда прочих грузов. А по Единой тарифно-статистической номенклатуре грузов только для нефтепродуктов и нефтехимической продукции перечень составляет более 500 наименований. Сложилась объективная необходимость внесения изменений в техническую документацию на вагоны-цистерны".
Начальник управления подвижного состава ООО "Газпромтранс" Павел Купцов заявил "Гудку", что для соблюдения требований по безопасности перевозки нефтепродуктов важно классифицировать подвижной состав, предназначенный для перевозки, не столько по названиям каждого отдельного продукта, сколько по группам со схожими химическими и физическими параметрами.
"Следует составить таблицы, где по итогам предварительных исследований будут распределены различные виды нефтехимических грузов по их весовым параметрам, температурным режимам, фиксированному уровню налива, а потом вводить их как нормирующие документы", - отметил он.
Заместитель начальника департамента безопасности движения ОАО "РЖД" Александр Косарев заявил "Гудку", что условия перевозки для каждого отдельного наименования номенклатуры наливных грузов приняты именно по той причине, что даже незначительные различия их физических и химических свойств в случае введения унифицированного порядка их погрузки могут в ходе перевозочного процесса привести к появлению опасных ситуаций.
"Сырая нефть тяжелее, чем бензин, и если её залить в бензоцистерну, то будет перегруз, - отметил он. - Если же залить на уровне разрешённой массы, то будет недолив, в результате чего в движении цистерна может от колебания нефти опрокинуться. Поэтому расширение и унификация номенклатуры нефтегрузов и предназначенного для их перевозки парка возможны лишь после проведения самых тщательных расчётов по их химической и физической совместимости".
Гудок