Антимонопольная политика на рынке нефтепродуктов должна базироваться на тонкой настройке отдельных рынков, заявил заместитель министра энергетики Павел Федоров, назвав некорректными попытки "накрыть всех одним одеялом". Он признал, что в российской нефтепереработке действительно существуют региональные монополии, поскольку в субъектах РФна Дальнем Востоке, в Восточной Сибири и на Юге работают по одному НПЗ и поставка топлива в эти регионы с других НПЗ, как правило, нерентабельна. "Инициативы по повышению конкуренции розничного рынка нефтепродуктов должны быть увязаны с этой ключевой проблемой отрасли,- заявил господин Федоров. Мы не можем просто сказать компаниям, сколько им продавать на бирже, не можем регулировать цену продажи независимым АЗС, виртуально разделять бизнес без понимания этой нашей основной проблемы",- сказал он, перечислив основные регуляторные инициативы ФАС на рынке нефтепродуктов в последние два года.
Павел Федоров близко знаком с антимонопольной политикой ФАС, поскольку в 2010-2012 годах работал вице-президентом "Роснефти", заплатившей миллиардные штрафы в ходе трех волн антимонопольных дел против нефтяников. В начале 2011 года, на фоне "третьей волны", ФАС разработала два основополагающих законопроекта - "Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов" и "О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты". Эти документы должны были определить правила игры на рынке, предоставив регулятору четкие ориентиры для применения санкций. Параллельно ФАС активно отстаивала идею биржевых торгов топливом.
Бензиновый кризис весны 2011 года, когда в результате просчетов в госрегулировании топливо перестало доходить до независимых АЗС, дал ФАС повод развить атаку на вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК). Глава службы Игорь Артемьев под лозунгом спасения независимой розницы предложил разделить ВИНКи на добывающее, перерабатывающее и розничное звенья. Эта идея была включена в законопроект об обороте нефти и нефтепродуктов, но не получила одобрения в правительстве и в нынешнем тексте уже не фигурирует. Как пояснил заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин, регулятор теперь настаивает только на том, чтобы оптовой и розничной продажей нефтепродуктов занимались разные юридические лица: это требование в целом соответствует уже сложившейся практике.
Павел Федоров предложил антимонопольщикам "максимально четко определить проблемные регионы и, исходя из них, тонко настраивать инициативы". По его словам, в тех законопроектах, которые сейчас разрабатывает ФАС (в том числе об обороте нефтепродуктов), этот подход не применяется. Господин Голомолзин сообщил, что ФАС вновь направит этот законопроект в правительство на следующей неделе; судя по позиции Минэнерго, вероятность его одобрения вряд ли выше, чем в ходе двух предыдущих попыток.
Коммерсантъ