В Томске и Томской области топливные компании торгуют бензином при минимальном уровне собственной прибыли, рост цен связан лишь с ситуацией на глобальном рынке и увеличением размеров государственных акцизов, сообщил руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Томской области Владимир Шевченко.
"Сейчас маржа - минимальная, если смотреть данные за целый год: При резком скачке входной цены у одного из участников нашего рынка маржа ушла в минус, то есть они продавали в рознице дешевле, чем покупали. Но они ее компенсировали более доходной маржой в предыдущие месяцы. Сейчас она ушла к минимуму, причем у всех трех крупных перепродавцов", - сказал Владимир Шевченко.
Он рассказал о специфике томского топливного рынка, где нет непосредственно поставщиков, то есть заводов, крупных трейдеров, которые продают нефтепродукты.
"У нас есть покупатели, которые крупный опт купили, свою маржу добавили и дальше мелким оптом продают своим покупателям", - пояснил Владимир Шевченко.
В Томске бензином торгуют три крупных участника рынка с неравными долями - компании "Томскнефтепродукт", "Газпромнефть" и "Торговый дом Нефтепродукт". Никто из них не занимает доминирующего положения на рынке.
По данным регионального УФАС, существенного повышения цен на бензин в Томске не было ровно год - с августа 2011 года по август 2012. Цены на АЗС практически не менялись, хотя входная цена топлива менялась постоянно, в том числе из-за скачков цен на нефть на мировых рынках. Кроме того, госакцизы на бензин в течение 2012 года повышались дважды - в январе и на некоторые виды топлива с 1 июля.
"Входные цены "пляшут", а участник розничного рынка усредняет цену. Маржа меняется, там сидят и каждый день ее считают. Но предприятие должно работать с выгодой, оно не может работать в ущерб себе - меценатов у нас нет. Нивелируют убытки и прибыли, а цена не росла. Но когда отпускная цена пошла выше - это не наши участники сделали, а федеральные и государство", - сказал Владимир Шевченко.
Он сообщил, что Томская область является "середнячком" по ценам на бензин среди российских регионов - у соседей цены ниже только в Кемеровской области и на Алтае.
Эксперты УФАС по Томской области затруднились ответить на вопрос, что будет с ценами на бензин в ближайшее время. Так, с января в России акцизы вновь поднимутся - примерно на рубль с литра проданного бензина. При этом сегодня они составляют в среднем около 10 рублей в общей цене литра топлива.
"Игорь Юрьевич Артемьев (глава ФАС России) недавно на брифинге выступал и сказал, что уже сейчас цена несколько завышена, примерно на полтора рубля. Участники томского рынка сократили свою "надбавку в карман" до того минимума, ниже которого, вероятнее всего, сокращать не будут. И если входная цена компаний-нефтедобытчиков будет расти, значит, при той надбавке, которая существует на местах, в том числе в Томской области, цена на бензин будет подрастать", - сказал Шевченко.
Он также отметил, что правительство РФ изучает возможность введения плавающего размера акциза на бензин, который может быть привязан к ценам на нефть.
"Роль государства в том, что у нас есть сборы, налоги, акцизы. В этом году дважды акцизы менялись. Сейчас в правительстве РФ, с подачи ФАС России и еще нескольких министерств, говорят о том, что цена акциза должна плавать так же, как цена на мировом рынке на нефть. Этот вопрос сейчас серьезно рассматривается, это один из вариантов стабилизации цены, которая сейчас в рознице: Акцизы все равно будут расти, мы должны бюджет страны формировать", - сказал он.
По его словам, в сравнении со странами Европы в России самый дешевый бензин. При этом политика государства направлена на увеличение потребления более качественных, экологичных сортов бензина.
"Чем более качественное топливо, тем меньше акциз. Это стимулирование потребителя, чтобы пользовались более качественным бензином", - сказал представитель антимонопольной службы.
Он подчеркнул, что дефицита бензина не наблюдается ни в одном регионе России, у топливных компаний в Томской области сформированы хорошие запасы.
70rus.org