Случится ли транспортный коллапс, когда грузовикам запретят проезд по МКАД?
В марте этого года запретят движение автопоездов по МКАД в дневное время, напоминает "Российская газета". Перед новогодними праздниками, когда вся столица стояла в пробке, многие автолюбители гневно возмущались: "Что фура делает в городе, занимая место на дороге для трех, а то и четырех легковушек?". Но насколько на самом деле может улучшиться ситуация, если ограничивать трафик фур?
Регулирование трафика по принципу ночь-день мера не плохая, но ограниченная по возможностям, констатировал директор Институт экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин. Примерно 30 процентов автопоездов будут заменены малотоннажными автомобилями средней грузоподъемности на две тонны, а это увеличение их количества. При средней загрузке одного автопоезда на 18 тонн вместо одного автопоезда поедут 9 малотоннажных автомобилей, подсчитал главный инженер Научно-исследовательского и проектного института градостроительства Николай Рябников. При коэффициенте приведения автопоездов к легковому автомобилю 3, загрузка МКАД от заменяемых автопоездов составит 555 тысяч единиц, а загрузка заменяемыми их малотоннажными автомобилями (коэффициент приведения 1,2) составит 600 тысяч единиц, то есть увеличится на 10 процентов.
При этом в 2-3 раза возрастет потребность в водителях. А оставшиеся 65 тысяч фур будут стремиться проехать в первые часы разрешенного проезда, что приведет к перегрузке дорог в это время и в ночное время.
Если говорить про стоянки для грузовиков, то у экспертов возникают большие сомнения по поводу того, что к марту, когда грузовикам будет запрещено передвигаться по МКАД в светлое время суток, они появятся в нужном количестве. Дело в том, что такая стоянка для дальнобойщиков - это не просто асфальтированная площадка, а место, где можно и отдохнуть, и поесть и даже принять душ. Где есть хорошая связь, чтобы вовремя получить указания от диспетчеров, отметил Блинкин. Также абсолютно не все равно, где находятся стоянки. В европейских странах они располагаются недалеко от центральных дорог, иначе туда никто не поедет. А площади под такие стоянки в довольно бойких местах надо найти не маленькие. На каждое автотранспортное средство, с учетом разворотов и маневрирования, необходимо примерно 120 квадратных метров, подсчитал Николай Рябиков. Это значит, что
для парковки одной тысячи большегрузов необходима территория в 13 гектаров.
Учитывая, что в Московскую область по всем федеральным автомобильным дорогам въезжает более 40 тысяч автомобилей, то для размещения перехватывающих парковок нужно в совокупности около 300 гектаров, утверждает он.
Большие надежды все возлагают на Центральную кольцевую автомобильную дорогу (ЦКАД). Планируется, что она сможет решить все проблемы с прохождением транзита. Но ждать ввода трассы придется до конца этого десятилетия, отметил Блинкин. Да и сами дорожники признают, что построить 525 километров новой современной трассы быстро не получится, в том числе и из-за большого количества согласований, процедур по подготовке и выкупу земель. Транспортное кольцо вокруг Москвы - ЦКАД местами совпадает с Малым московским бетонным кольцом. В тех местах, где "бетонка" пересекает населенные пункты, ЦКАД пустят в обход. Трасса разбита на пять секций. Например, третья секция, северная дуга, пройдет между трассой М-10 "Россия" на Питер и трассой М-7 "Волга", которая идет через Казань и Нижний Новгород. На этом отрезке с 2011 года уже ведется подготовка территории, а начало строительства участка запланировано на 2014 год. Еще одна секция - юго-восточная - пройдет между трассой М-7 и трассой М-4 "Дон", которая идет на Сочи. Это участок также планируется начать прокладывать в 2014 году.
Очень важным элементом ЦКАД должна стать первая ее секция - юго-западная - от трассы М-4 "Дон" до трассы М-1 "Беларусь". Но как раз она наиболее непростая, в связи с тем, что часть участка пройдет через территорию Большой Москвы, а другая часть - через Московскую область. Сейчас идут оформления всех формальностей с двумя регионами, активно работает рабочая группа. К концу января - в начале февраля планируется получить окончательное заключение Главгосэкспертизы по этому участку и по стоимости проекта. И после этого будет объявлен конкурс на подготовку территории, которая начнется летом 2013 года.
Если говорить о второй и пятой секции ЦКАД, то их станут прокладывать не раньше 2018 года, и все будет зависеть от финансового обеспечения. Но для Москвы, для московского транспортного узла важны именно первые три секции, потому что основные транспортные грузопотоки, идущие в Москву, следуют как раз с Северо-запада на Юг и на Восток, и с Запада на Юг и на Восток, считает представитель "дорожников" Сергей Кельбах.
Очень важно увязать платную трассу М-11 "Москва - Петербург" и М-1 "Москва - Минск"
и перенаправить транспортные потоки уже в сторону Поволжья, Ростова, Краснодара. Именно такая задача стоит перед дорожниками. И до 2018 года планируется построить это большое полукольцо.
А пока логистическим компаниям надо договориться по перевозке грузов, хотя это непросто. И здесь самая большая сложность заключается в оперативном согласовании перемещения транспортных потоков, считает Михаил Блинкин.
В этом году продолжают ехать через границу Московской области примерно 35 тысяч автопоездов ежедневно,
отмечает главный инженер Научно-исследовательского и проектного института градостроительства Николай Рябиков. И 60 процентов этого автотранспорта следует в Москву и города Московской области и обратно, остальные идут транзитом, причем основная часть по Малому и Большому бетонному кольцу. Через Подмосковье по МКАД едет примерно 15 процентов - около 4,3 тысяч автопоездов. После Московского малого кольца в сторону Москвы туда и обратно движутся уже 60 тысяч автопоездов, а на подъезде к Москве (к МКАД) - около 185 тысяч автопоездов. Это означает, что основной поток автопоездов, следующих по МКАД, это автотранспорт, обеспечивающий работу строительных, производственных и торговых предприятий Москвы и Московской области. На этих перевозках занято примерно 50 тысяч водителей, напоминает Николай Рябиков.
И здесь один из самых эффективных и быстрых способов разгрузки МКАД, по мнению Блинкина, станет строительство многоуровневых железнодорожных переездов в ближайшем Подмосковье, в том числе и на Бетонке. Вероятность простоять в ожидании проезда через железную дорогу будет толкать водителей поехать через МКАД. И время ожидания на переездах будет увеличиваться, так как частота курсирования электричек станет больше, прогнозирует он.
Фото: rutiss.ru
Российская газета