← ЭДО, ИТ в логистике

Дорогие дороги

Дорогие дороги
dalnoboyshik.jpgРоскомнадзор на прошлой неделе направил в Минкомсвязи предложения для включения в проект постановления Правительства РФ "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1417". Роскомнадзор просит конкретизировать свои обязанности, прописанные в правилах субсидирования операторов по покрытию до конца 2013 года связью транспортных коридоров "Север-Юг" и "Запад-Восток".
Об этом представители ведомства сообщили на круглом столе, организованном TelecomDaily. Кроме того, обсуждались итоги реализации проекта "Амур", ситуация со строительством сотовой ифраструктуры вдоль магистральных автомобильных дорог "Байкал", "Каспий", "Урал" и "Уссури" общей протяженностью около 9 тыс. км (транспортные коридоры "Север-Юг" и "Запад-Восток"). На круглом столе "Оснащение автомобильных трасс РФ услугами сотовой связи. Взаимодействие операторов" своей позицией поделились также Минкомсвязь, сотовые операторы и производители оборудования.
Регулярные исследования TelecomDaily по уровню покрытия автотрасс связью и данные Роскомнадзора показывают, что участки без связи встречаются на федеральных трассах в среднем на 5% их протяженности. Ситуация с региональными автодорогами обстоит хуже: по данным агентства, на территории РФ не обеспечены услугами голосовой связи до 30% км дорог регионального значения. Как отметил руководитель TelecomDaily Денис Кусков, в первую очередь сотовые операторы, развивая свой бизнес, стараются обеспечить связью крупные российские города.
Инициированный в 2010 году государством проект "Амур" (автодорога М-58, Чита-Хабаровск) показал, что решить проблему с сотовым покрытием на трассе можно благодаря частно-государственному партнерству. М58 обеспечивает сквозное круглогодичное движение между Москвой и Владивостоком. Она расположена на территории четырех субъектов РФ: Забайкальского и Хабаровского краев, Амурской области и Еврейской АО. Строительство трассы было завершено в 2010 году, ее протяженность - 2,165 тыс. км.
Работы по обеспечению "Амура" мобильной связью проводили сотовые операторы "МегаФон", "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и "ВымпелКом" в рамках исполнения поручения председателя правительства РФ Владимира Путина от 30 августа 2010 года. В зоне охвата связью оказались около 100 населенных пунктов, 50 из которых были впервые телефонизированы. В рамках проекта было построено 102 объекта связи на всем протяжении трассы "Амур": 52 в Амурской области, 34 в Забайкальском крае и 16 в ЕАО. На них размещено более 300 базовых станций (БС), принадлежащих "МегаФону", "ВымпелКому", МТС, а также "Ростелекому" (присоединился к проекту в августе 2011 года), которые инвестировали более 2 млрд руб. в дополнение к 2 млрд руб., выделенным из госбюджета.
Одной из крупных проблем "Амура" было налаживание постоянного электропитания базовых станций.
В результате более половины БС вдоль трассы на момент официального окончания проекта питались от дизель-генераторов, которые сотовые операторы "большой тройки" вынуждены были покупать для бесперебойной работы БС вдоль трассы. Эксплуатация каждого генератора обходилась в 1 млн руб. ежемесячно. Как отметили вчера участники круглого стола, на некоторых участках до сих пор стоят дизель-генераторы. По мнению вице-президента ОАО "Ростелеком" Наума Мардера, этот проект не окупится никогда или, по крайней мере, это произойдет не скоро. С ним согласились представители операторов "большой тройки".
О затратах по строительству сетей, что называется, "на дороге", говорят и представители вендора, которые предлагают свои варианты сокращения расходов. Вот что сообщил Андрей Бабий, директор департамента по разработке решений мобильного широкополосного доступа Ericsson:
"Покрытие трасс мобильной связью является технически сложной задачей по ряду причин. Во-первых, на большинстве сайтов отсутствует необходимая инфраструктура, как то электричество, транспортная сеть и т.д. Более того, удаленность объектов друг от друга и от населенных пунктов приводит к дополнительным операционным и финансовым издержкам. Нельзя забывать, что на качество покрытия влияет и рельеф местности, который зачастую ухудшает распространение сигнала вдоль трассы. Но даже при наличии достаточного сигнала от БС, мощности АС не всегда хватает, чтобы передать его на большие расстояния. На длинных фидерных трассах потери могут оказаться значительными.
Основные затраты приходятся именно на развёртывание сайта (аренда, обеспечение электричеством, и т.д.). При этом не более 10% от общего объема расходов - это непосредственно базовые станции. Из чего следует, что сокращения издержек можно добиться за счет сокращения количества сайтов при сохранении высокого уровня качества. Мы видим несколько вариантов решений этой задачи. Во-первых, повышение полезной выходной мощности благодаря использованию распределенных БС и узконаправленных антенн. Как уже было отмечено выше, одним из основных сдерживающих факторов является недостаточная мощность АС и чувствительность БС. Одна из последних разработок Ericsson - AIR (радиомодуль, интегрированный в антенну) позволяет улучшить чувствительность (по сравнению с традиционными решениями) приблизительно на 2 dB, функциональность 4WRD (включая адаптивное формирование диаграммы чувствительности антенны, beamforming) - ещё на 3 dB. Таким образом, применение только этого решения позволяет снизить количество базовых станций по крайней мере на 20%. Так же значительно снизить затраты на строительство и обслуживание сайтов позволяет совместное владение несколькими операторами (RAN Sharing).
На четыре стороны
Участники круглого стола рассказали, что многие трудности, с которыми приходилось сталкиваться в рамках проекта "Амур", по большому счету, остались не решенными и теперь.
До конца 2013 года операторы должны обеспечить сотовый сигнал на транспортных коридорах "Запад - Восток" и "Север - Юг", проходящих по территории 32 субъектов РФ.
Старт данному проекту дало распоряжение правительства РФ от 5 мая 2012 года с целью обеспечить полное покрытие связью ключевых автодорог страны. Операторы должны установить вдоль ключевых автомагистралей более 200 новых базовых станций в дополнение к существующей телекоммуникационной инфраструктуре. Также в рамках проекта должны быть построены более 48 км подъездных дорог к объектам связи, 13 подъездных дорог к федеральным трассам и 240км линий электропередачи, что позволит присоединить к электросетям 58 объектов связи. Эти задачи ложатся на плечи операторов. Правда государство обещает их компенсировать, выделив субсидии в размере 2 млрд руб. на определенных условиях. Согласно постановлению правительства от 27 декабря 2012 года №1417 ("Об утверждении Правил предоставления в 2013 году субсидий из федерального бюджета операторам связи на компенсацию части затрат на проведение мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования подвижной радиотелефонной связи на автомагистралях и безопасности дорожного движения"), субсидии предоставляются операторам, которые к 1 февраля 2013 года обеспечили возможность предоставления услуг связи на участках федеральных трасс, составляющих не менее 30% их протяженности.
Между тем, представители операторов на Круглом столе, организованным TelecomDaily, сообщили, что вопросы по межведомственному взаимодействию в рамках нового проекта, организации электропитания БС и строительству подъездных путей от объектов сотовой инфраструктуры к магистральным автотрассам до сих пор не решены. Директор по строительству ОАО "МегаФон" Дмитрий Накрайников считает, что к обсуждению проекта в рамках существующей рабочей группы необходимо привлекать энергетические компании. Директор по планированию и развитию систем доступа ОАО "ВымпелКом" Юрий Маленков указал на "земельные" проблемы при покрытии связью трасс.
Собственно, эти вопросы прописаны отдельным пунктом в распоряжении правительства по полному покрытию сотовой связью федеральных автотрасс. Так, правительство обязало Минэнерго с участием ФСК ЕЭС и РЖД обеспечить строящиеся объекты сотовой инфраструктуры технологическим присоединением к электрическим сетям по постоянной схеме. Данные работы должны быть завершены в ноябре 2013 года. Кроме того, правительство рекомендовало региональным властям оказать содействие операторам связи и электросетевым компаниям в выделении земельных участков для строительства инфраструктуры. Операторы отмечают, что муниципальные власти уже откликаются и сами выходят с предложениями на операторов.
Директор департамента инфраструктурных проектов Минкомсвязи Дмитрий Алхазов сообщил, что
данный проект в первую очередь направлен на повышение безопасности на дорогах и обеспечение проекта "ЭРА-ГЛОНАСС".
"Есть нерешенные вопросы межотраслевого взаимодействия, министерство работает над их решением. Пока еще не все вопросы сняты, но мы надеемся, что ключевые будут решены в ближайшее время", - пообещал операторам Дмитрий Алхазов.
Вопросы к постановлению правительства от 27 декабря 2012 года возникли и у Роскомнадзора. Как рассказал на Круглом столе заместитель начальника отдела организации контроля и надзора за использованием радиочастотного спектра УКНСС Роскомнадзора Виктор Красильников, на прошлой неделе ведомство направило в Минкомсвязи предложения для включения в проект постановления Правительства РФ "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1417".
Согласно декабрьскому постановлению правительства, для предоставления операторам субсидий на компенсацию части затрат на строительство БС для 100% покрытия услугами связи автотрасс М5, М6, М53 и М60 Роскомнадзор должен выдавать операторам заключение о возможности предоставления услуг связи на этих дорогах. "Анализ Правил показал, что в целях обеспечения единого подхода (и регулятора, и бизнеса) к реализации положений Постановления необходимо уточнение и конкретизация некоторых формулировок Правил, касающихся, в том числе, сферы ответственности Роскомнадзора", - пояснил в разговоре с корреспондентом TelecomDaily Виктор Красильников.
Фото: radio-liga.ru
TelecomDaily