RFID и будущее в логистике
Компания "Магазин Будущего" (совместный проект Роснано, Х5 Retail Group и РТИ ("дочка" компании "Ситроникс""), в конце апреля 2013 г. завершившая тестирование RFID-технологии в корпоративном магазине Х5, запустила новый проект - "Цепочка поставок будущего", цель которого развитие RFID-технологий в области логистики.
Как рассказал Retailer.RU Владимир Комолов, коммерческий директор компании, сейчас сформирована рабочая группа, куда вошли представители ритейла (Х5 Retail Group, "Дикси", Metro Group, "Гиперглобус", "Верный", Media Markt, "М.Видео" и др.) и поставщиков (Kraft Foods, Nestle, Valio, Johnson&Johnson, "Балтика"). Участие в проекте также принимают объединение АКОРТ, "Русбренд" и ассоциация автоматической идентификации GS1 Russia.
"На данном этапе наша цель - исследовать возможности применения RFID в логистике и просчитать, как данная технология может способствовать повышению эффективности цепочек поставок при различных бизнес-моделях", - отметил Владимир Комолов.
По его словам, по результатам данного этапа будут выбраны участники пилотного проекта (2 ритейлера и 3-4 поставщика), которые сочтут технологию достаточно перспективной для того, чтобы выделить инвестиции для ее тестирования. Запуск пилота планируется в 2014 г.
RFID (Radio Frequency Identification - англ. радиочастотная идентификация) - метод автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются и записываются данные, хранящиеся в RFID-метках.
Данная технология приходит на смену штрих-кодированию и в перспективе может привести к полной замене штрих-кодов RFID-метками.
В логистике данную технологию уже используют такие ритейлеры как Walmart и Metro Group.
Компания "Магазин Будущего" создана в июне 2011 г. как совместное предприятие Х5 Retail Group (33,34%), "Роснано" (33,33%) и "Ситроникс" (33,33%). Тестовый "Магазин Будущего", работающий на основе RFID-технологий, открылся на базе магазина в московском офисе Х5 в декабре 2012 г. и проработал до 26 апреля 2013 г. Запуск RFID-магазина для покупателей состоится не ранее 2015 г.
Российские ритейлеры выражают заинтересованность в новой технологии, однако большинство из них пока не готово в нее инвестировать. Так, в ГК "Дикси" считают, что для продуктовых ритейлеров RFID интересна именно на уровне логистики, однако
препятствием для развития технологии является высокая стоимость метки на единицу продукции и проблемы со считываемостью меток с паллеты.
"Поэтому ее внедрение требует тщательного анализа", - прокомментировали в компании.
Сеть Media Markt также видит в технологии "большой потенциал". Как рассказал Бьерн Грайфф, IT-директор компании, Media Markt работает над проектом внедрения RFID в России как на уровне логистики и склада, так и торгового зала с 2011 г. и готова обменяться мнениями и поделиться опытом и наработками в этой области с коллегами "по цеху".
Cеть "Верный" пока не собирается использовать RFID ни в логистике, ни на уровне торгового зала."Пока стоимость метки не сократится в несколько раз, ее использование не будет окупаться ни для поставщика, ни ритейлера", - подчеркнул Олег Высоцкий, генеральный директор компании.
В БТиЭ-сети "М.Видео" уверены, что снизить затраты возможно за счет массовости использования технологии. "Поэтому инициатива должна исходить от вендоров, которые примут между собой решение об унификации меток и их использовании", - подчеркнули в компании. Ритейлер считает технологию RFID "нужной и перспективной" и готова принять, участие в пилотном проекте "как только возникнет инициатива со стороны вендоров".
Фото: fml.mw.tum.de
Retailer.RU