← Логистика, грузы

Казахстанский транспортный клон в Свердловской области стоимостью 100 млрд рублей

Казахстанский транспортный клон в Свердловской области стоимостью 100 млрд рублей
freeway_ed.jpgРуководство Свердловской области реанимировало глобальную мечту сразу 2 экс-губернаторов региона - Александра Мишарина и Эдуарда Росселя. Их идеи по прокладке нового "Великого шелкового пути" через Свердловскую область только теперь обзавелись конкретными очертаниями. В рамках проекта создания международной транспортной магистрали Берлин - Пекин, который федеральные власти только думают реализовать, область сама начала разработку схемы распределения международных транспортных потоков на территории Среднего Урала.
Федералы пока официально не отреагировали на этот проект, но, по оценкам экспертов, перспектива у него есть, даже несмотря на то, что Казахстан уже завершает реализацию подобной идеи в обход Урала.
Закрытые совещания свердловского правительства принесли свои первые транспортные плоды. По мнению представителя регионального минтранса, возможности реализации транспортно-инфраструктурного проекта международного масштаба у области появились. Как рассказал источник "Правды УРФО", в правительстве задумали представить федеральным властям проект участка транспортного коридора Берлин - Пекин, который по замыслу должен пройти по территории Урала. Правительство Свердловской области даже утвердило схему территориального планирования региона, в которой была предложена новая модель магистралей, приоритетным направлением которой считается продолжение международного транспортного коридора (МТК) №2 Берлин - Москва - Нижний Новгород через Екатеринбург до Пекина.
Пока у федеральных властей нет конкретного проекта по строительству названной выше магистрали, но большое желание свердловских властей завести на территорию области международный транспортный транзитный поток, заставил их полезть "вперед батьки" и начать самостоятельно встраивать себя в существующую МТК №2, и самим предлагать идеи маршрута Берлин - Пекин.
"В качестве возможного варианта прохождения МТК-2 Берлин - Москва - Нижний Новгород через Екатеринбург до Пекина рассматривается дальнейшее включение автотрасс Тюменской, Омской, Новосибирской областей, Алтайского края через Монголию и до Пекина. Планируется, что доработанный проект будет представлен на федеральном уровне для дальнейшего рассмотрения", - рассказали "Правде УРФО" в областном минтрансе.
Как ранее сообщала "Правда УРФО", правительство Среднего Урала предложило поэтапно трансформировать сеть существующих федеральных дорог к новому варианту транспортного коридора с интеграцией его в сеть кольцевых автодорог вокруг Екатеринбурга.
По информации пресс-службы правительства Свердловской области, такой подход требует меньших финансовых затрат и максимально учитывает развитие екатеринбургской агломерации и темпы роста промышленности. При строительстве дороги вокруг Екатеринбурга и реконструкции участков автомобильных дорог Пермь - Екатеринбург и Екатеринбург - Тюмень на первом этапе в ближайшие 12-15 лет движение по транспортному коридору будет осуществляться в относительно комфортных условиях. Далее власти планируют построить дублер ЕКАДа с более удобными выходами на Тюмень и Челябинск.
В целом, эксперты "Правды УРФО" сходятся во мнении, что проект, который Свердловская область планирует предложить Москве, имеет право на существование.
"Это очень фундаментальный проект, о котором можно было бы только мечтать. Он чисто географически напрашивается давно.
На данный момент транзит Китай - Европа забирает на себя 20% всего мирового потока грузов.
В настоящий момент этот грузопоток идет морским путем. Такого рода магистраль могла бы ускорить прохождение этих грузов. Если контейнер идет порядка 45-60 дней по морскому пути, то по магистрали его можно довезти примерно за 15-20 суток.
При этом автотрасса - серьезная альтернатива железной дороге.
Сейчас ЖД сообщение с Китаем затруднено тем, что у нас разная железнодорожная колея. При перегрузке на границе происходит стопор, когда нужно вагоны переставлять на другие колесные пары", - рассказала первый вице-президент инвесткомпании AVS Ольга Наумова.
По словам аналитика "Инвесткафе" Андрея Шенка, подобный проект может стоить российскому бюджету порядка 100 млрд рублей.
"Однако я считаю, привлечь инвестиции под такой проект будет совсем не трудно", - подчеркнул он.
По мнению аналитика ИХ "Финам" Анатолия Вакуленко, часть этого проекта можно реализовать уже сегодня на основе действующей инфраструктуры.
"Тут довольно сложно объективно оценить необходимые расходы.
Теоретически ничто не мешает этому коридору работать уже сейчас.
Большую часть пути фуры уже вполне могут добраться своим ходом - сделанные в последние годы вложения в транспортную инфраструктуру это позволяют", - отметил аналитик.
Между тем, часть собеседников "Правды УРФО" не могут понять одного: почему федеральный, и даже скорее международный проект начала разрабатывать Свердловская область.
"Решение о создании такой магистрали нельзя принять даже на федеральном уровне. Россия может только предлагать, а уже Европа решит, хочет ли она везти через нас свои грузы", - считает исполнительный директор Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Павел Воротков.
По словам источника "Правды УРФО", инициатива Свердловской области напрямую связана с тем, что наши казахстанские соседи вот-вот завершат собственный проект "Западная Европа - Западный Китай" (ЗЕ-ЗК).
"Этот транспортный коридор также проходит через Россию. Из Казахстана грузы пойдут в Оренбург. Именно этот город станет своего рода перевалочной базой. Получается, транспортный поток пройдет в обход Свердловской области. Местные власти не устраивает такой сценарий, так как из-за этого регион лишится и новых рабочих мест в логистической сфере (согласно концепции развития логистической сферы региона, с появлением в области МТК здесь может быть создано 19 тыс. рабочих мест. - Прим. ред.), и, следовательно, большого объема налоговых поступлений в бюджет. Правительство Куйвашева не захотело мириться с этим - решило пойти ва-банк, начав разрабатывать свой проект", - считает он.
Если бы российский проект начали реализовывать в одно время с казахстанским, он бы имел целый ряд преимуществ. Но так как его воплощение в жизнь задержалось как минимум на 10 лет, конкурировать с казахами будет сложно.
"Мы как обычно работаем по принципу, когда жареный петух клюнет. Казахстан начал данный проект еще в 2002 году, и в настоящий момент у них уже построено примерно две трети магистрали, которая пойдет на тысячу километров южнее. Эта дорога получается короче. Но и в данной ситуации небольшое преимущество у нас все же есть - казахстанский проект проложен через горные районы Китая, а это перевалы, обледенения. Свердловский же проект идет по ровным степям Монголии. При равных условиях мы бы выиграли, а при том, что мы только начинаем, а они достраивают - вопрос спорный",- полагает Ольга Наумова.
В свете того, что путь будет конкурировать с маршрутом через Казахстан, выиграет тот маршрут, на котором обеспечат более быструю проводку грузов и их таможенное оформление, лучший сервис в пути.
"У нас есть еще огромное поле для деятельности по развитию инфраструктуры, в частности, строительству обходных шоссе вблизи крупных городов на маршруте, расширению и реконструкции отдельных участков, пропускная способность которых пока оставляет желать лучшего, строительству пунктов, в которых дальнобойщики смогут получить полноценный сервис. При этом вложения, которые позволят этому направлению успешно конкурировать с казахстанским маршрутом, могут составить несколько миллиардов долларов. Но все же идея развития этого транспортного коридора весьма перспективна", - отметил Анатолий Вакуленко.
Директор екатеринбургского филиала компании "БКС Премьер" Григорий Вахитов наоборот считает, что проект "Берлин - Пекин", проходящий через Екатеринбург, сегодня менее интересен России, чем проект "ЗЕ - ЗК".
"Транспортные потоки из Китая и Европы и так пойдут через Россию, но при этом стране не придется вкладывать колоссальных средств в развитие транспортной инфраструктуры: при меньших затратах мы получим тот же эффект", - считает он.
koridor_ed.jpg
Свердловский минтранс оправдывает свой запоздавший проект тем, что в отличие от транспортного коридора Западная Европа - Западный Китай, магистраль Берлин - Пекин может пройти к восточному побережью Китая, где сосредоточен наибольший объем промышленных предприятий страны.
По словам Ольги Наумовой,
Свердловская область действительно много потеряет, если Москва не поддержит проект "Берлин - Пекин".
"Свердловская область является угловым логистическим плечом, в котором разделяются транспортные потоки Север - Юг. Именно из нашего региона идет ответвление на полярный Север, где сосредоточен довольно большой уровень потребления. В случае прокладки МТК через Екатеринбург, именно здесь бы находился крупный транспортный узел, а стало быть, здесь были бы построены огромные складские и логистические комплексы", - считает он.
В любом транспортном узле, помимо перегрузок с большого транспорта на менее габаритные машины, бизнесмены начинают заниматься и переработкой груза.
"К примеру, они фасуют в небольшие упаковки продукцию, привезенную в большой таре. Следовательно, в регионе появляются обрабатывающие фабрики и новые склады. Отсюда усиление деловой активности, увеличение налогооблагаемой базы. А это большое дело", - отметила Ольга Наумова.
Напомним, идея интегрировать Свердловскую область в этот международный коридор начала обсуждаться еще в конце 90-ых, когда у руля региона стоял Эдуард Россель. Но тогда федеральные власти так и не начали строить дорогу Берлин - Пекин, ограничившись МТК №2. Из-за этого мечта о возрождении "Великого шелкового пути", только уже проходящего в районе движения Транссибирской магистрали, так и осталась на бумаге.
Второй раз реанимировать этот проект пытались при губернаторе Александре Мишарине. Тогда в качестве мечты "о лучшем будущем" его включили в "Концепцию развития транспортно-логистической системы Свердловской области до 2015 года". Реализовывать его также не начали, но уже в связи со стремительной сменой руководства в регионе.
В настоящее время в ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)" в качестве приоритетных направлений прописано развитие транспортного коридора Запад - Восток, который должен явить собой альтернативу традиционному морскому пути доставки грузов из Юго-Восточной Азии вокруг Индии и через Суэцкий канал в Европу. Именно в рамках этого направления и может быть создана магистраль Берлин - Пекин.
Справка:
Трансконтинентальный коридор Западная Европа - Западный Китай, созданием которого занимаются власти Казахстана, планируется достроить уже в 2013 году. Общая протяженность коридора по маршруту Санкт-Петербург - Москва - Нижний Новгород - Казань - Оренбург - Актобе - Кызылорда - Шымкент - Тараз - Кордай - Алматы - Хоргос - Урумчи - Ланьчжоу - Чжэнчжоу - Ляньюньган составляет 8 445 км. Из них 2 233 км - по территории Российской Федерации, 2 787 км - Республики Казахстан, 3 425 км - Китайской Народной Республики. Стоимость проекта казахстанского участка составляет - 825,2 млрд тенге. Согласно курсу ЦБ РФ на 17 мая 2013 года 1 казахский тенге равняется 0,208 рубля.
Фото: pravdaurfo.ru
Правда УрФО