← Коммерческий транспорт

Пошлины против демпинга

Пошлины против демпинга
4ford_lcv_ed.jpgЕвразийская экономическая комиссия (ЕЭК) вводит антидемпинговую пошлину на импорт некоторых легких коммерческих автомобилей (LCV) на территорию Таможенного союза: России, Белоруссии и Казахстана. Повышенные пошлины будут взиматься при ввозе LCV полной массой 2,8-3,5 тонны, с дизельным двигателем рабочим объемом не более 3000 куб. см, с кузовом фургон в модификации "грузовой цельнометаллический фургон" либо "комби - грузопассажирский фургон". Поможет ли это отечественным производителям сохранить свою долю на рынке?
Поводом для введения таких мер послужило заявление компании "Соллерс", сделанное еще в 2011 году, в отношении импорта в 2008-2011 годах в Россию LCV из Турции, Германии, Италии и Польши по заниженным ценам. Из-за этого, по мнению "Соллерса", отечественные производители стали терять свою рыночную долю на территории стран Таможенного союза. Это первое антидемпинговое расследование в автомобильной отрасли в России.
В ходе расследования ЕЭК выяснилось, что доля демпингового импорта в общем объеме ввозимых LCV в это время действительно постоянно росла: в 2011 году она увеличилась на 40,5% по отношению к 2008-му и составила 95,4% от всех ввозимых LCV. А их средняя цена в исследуемый период упала к 2011 году на 9,5%. Что касается конкретных цифр, то
разница между ценой в России и на внутреннем рынке своей страны составила: 132% - для LCV из Италии, 70% - из Польши, 65% - из Германии, 17% - из Турции.
В это время импорт легких коммерческих автомобилей из Германии, Италии и Турции в Таможенный союз увеличился на 23,2%, при том что общий его объем сократился на 29,1%. Если же говорить о продажах, то за 2011 год в их структуре доля импортных автомобилей выросла в 3,7 раза по сравнению с 2009-м. Российские производители за такими темпами не успевали.
Антидемпинговые пошлины установлены только в отношении тех машин, которые произведены в Германии, Италии и Турции. По результатам расследования из списка исключили Польшу, поскольку в указанные сроки поставки из этой страны составляли менее 1%.
Для разных компаний будут установлены разные ставки. Для Ford Otosan Sanai Anonim Sirketi (Турция) и турецких производителей пошлина составит 11,1% от таможенной стоимости, для Peugeot Citroёn Automobiles SA (Италия) и итальянских производителей - 23%, для производителей из Германии - 29,6%, сообщают "Авто.Вести.Ru". Пошлины будут взиматься дополнительно к нынешней ставке импортной пошлины, которая сейчас для LCV с дизельным двигателем составляет 10%.
Меры вводятся на пять лет и начнут действовать через 30 дней после опубликования решения ЕЭК (было опубликовано 16 мая).
Введение пошлин может защитить отечественных производителей в условиях вступления России в ВТО, ведь с сентября прошлого года пошлина на дизельные LCV упала на 15% - с 25 до 10%. Но тогда (как и сейчас) рынок защищал утилизационный сбор, не только компенсирующий снижение ввозных пошлин, но и влияющий на объем импорта. После введения утилизационного сбора в сентябре 2012-го, по данным Федеральной таможенной службы, импорт грузовиков сильно снизился. Больше всего потеряли тяжелые машины из Азии, но и показатели LCV тоже упали значительно. Так, импорт грузовых автомобилей массой менее 5 тонн и LCV из Кореи снизился с 1,6 тысячи до 49 штук - вместе с тяжелыми грузовиками объем импорта составил 67 автомобилей. Импорт из Китая упал на 89%, из Таиланда - в 3,5 раза (с учетом тяжелых).
Снижение импорта по всем типам грузовиков (но в основном по легким) произошло и у европейских производителей: в три раза - из Германии и Франции, в пять раз - из Италии.
Тем не менее
доля российских LCV продолжает стабильно падать.
По данным АА "Автостат", в апреле продажи ГАЗа упали на 5,3% (+0,2% в 2012 году), УАЗа - на 12,1% (+0,9% за весь прошлый год), в то время как Ford смог увеличить объемы на 53,9% (+44% в 2012-м), Volkswagen - на 0,9% (+12%).
Потерю доли рынка отечественными производителями по итогам 2012 года и после введения утилизационного сбора аналитики объясняют все той же причиной, что и на рынке легковых автомобилей: за месяц до введения утилизационного сбора импортеры завезли запас автомобилей на несколько месяцев вперед. Тем не менее на этот рынок сильнее влияет фактор общей экономической нестабильности, в результате чего бизнес не спешит обновлять свой автопарк. Если в 2010-2011 годах рынок LCV в России вырос на 76%, то в 2012-м - только на 1,7% (данные "Автостата").
С одной стороны, увеличение импортных пошлин в сочетании с утилизационным сбором отчасти ослабит конкуренцию со стороны иностранных производителей, но на падающем рынке это едва ли будет иметь ощутимый эффект. С другой - высокие пошлины станут дополнительным стимулом для иностранных производителей открывать производства своих LCV в России. Ford, к примеру, совместно с "Соллерсом" уже производит Transit в Татарстане, что дает ему возможность сокращать объемы импорта, Mercedes-Benz планирует выпускать Sprinter в Нижнем Новгороде, Hyundai, Renault и Fiat присматриваются к площадке ЗиЛа. Локализация производства поможет иностранцам избежать импортных пошлин и сделает иномарки дешевле, что едва ли поможет российским производителям удержать свою долю рынка. Ведь, как известно, главное конкурентное преимущество наших автомобилей - их низкая цена.
Фото: АвтоТрансИнфо
Биржа