Десять причалов на Москве-реке за лето были оборудованы наружным освещением, рассказал "Известиям" и.о. руководителя департамента топливно-энергетического хозяйства столицы Павел Ливинский. Такие меры будут способствовать развитию ночной навигации, которая войдет в концепцию развития так называемого "московского водного фасада" - Moscow Water Front, включающего акватории ключевых московских рек и прилегающей к ним территории.
Чиновник отметил, что наружное освещение на причалах должно способствовать и развитию ночной навигации по Москве-реке, поскольку "швартоваться без света крайне сложно".
В Москомархитектуре подтвердили, что "превращение Москвы-реки в крупную транспортную артерию - одна из целей концепции, для которой сейчас разрабатывается техническое задание". Конкурс на лучшую концепцию планируется провести в конце года.
Руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин считает, что концепция развития Москвы-реки, и в частности освещения причалов, должна поспособствовать развитию регулярных грузовых перевозок по воде, которые являются очень эффективным средством транспортировки.
- Сейчас Москва-река в черте города как транспортная артерия большого значения не играет, мы используем реку в прогулочном режиме, - пояснил Блинкин. - Хотя сместить на воду перевозку навалочных строительных грузов - щебня, песка - было бы правильным. Ночью баржи не портили бы общий вид реки и города, но для этого нужны и дноуглубительные работы и обязательно продуманная система освещения.
По мнению эксперта, водная транспортировка имеет свои преимущества.
- Летом везти 100 т щебня по реке дешевле, чем по автомобильной или железной дороге, - сказал Блинкин. - Особенно если учитывать запрет на въезд грузовиков в город в дневное время. Главная проблема этого вида перевозок в нашей стране - короткий сезон. Ледокольные проводки на реках на сегодняшний день считаются экзотикой.Поэтому, на мой взгляд, должно быть организовано государственно-частное сотрудничество. Такая схема позволит субсидировать речному перевозчику межсезонный разрыв, при этом сохраняя его на плаву как очень эффективного конкурента наземным видам транспорта в период навигации. Так происходит в Северной Европе и Канаде.
Ведущий эксперт по транспорту УК "Финам менеджмент" Дмитрий Баранов считает, что у Москвы нет потребности ни в ночных, ни в дополнительных дневных перевозках по реке.
- Перевозки по воде, может быть, и дешевле, но значительно медленнее, - пояснил Баранов. - А сейчас для бизнеса важна скорость. Дело не в том, что река не приспособлена к перевозке грузов, просто с течением времени их популярность падает все сильнее. Несколько десятков лет назад, например, в Москву в августе привозили арбузы и дыни по воде. Сейчас подобный вид транспортировки встречается редко.
Однако Баранов уверен, что в концепцию развития реки необходимо включить проработку элементов речной сигнальной инфраструктуры: бакенов, сигнальных огней, световых меток на мостах.
Замдиректора Лаборатории транспортных систем Александр Кулаков считает, что у столичных рек есть высокий потенциал в том случае, если они будут включены в единую транспортную сеть.
- Водные артерии города не имеют большой разветвленности, поэтому перенос грузоперевозок на воду решит проблемы лишь 0,5-0,6% перевозчиков, у которых базы находятся рядом с рекой, - объяснил эксперт. - Всем остальным нужно будет думать, как перевезти груз от причала до места назначения. В этом плюс автомобильного транспорта - товар можно перевезти от двери до двери, с железнодорожным и речным транспортом такое невозможно.
Тем не менее, добавил Кулаков, если включить реку в общую дорожную сеть, то это уменьшит пробки. По его мнению, городу стоит как минимум создать к причалам отдельные удобные подъезды, куда допускали бы грузовой транспорт в любое время.
Известия