"Одна из точек роста - это автокомпоненты, мы всех любим:"
В Москве открылся IV Международный форум "Автомобилестроение и развитие рынка автокомпонентов в России", на который съехались участники из многих стран мира. Примечательно, что регионом-партнером выставки стал именно Татарстан. И это неудивительно, потому что основу экономики республики составляет промышленное производство, а автомобилестроительный кластер устойчиво растет.
"По итогам 2012 года объем выпуска товарной продукции по машиностроению составил 6,8 миллиарда евро, индекс промышленного производства - 103,6 процента", - заявил на пленарном заседании замминистра промышленности и торговли РТ Ильдар Мингалеев. Он добавил, что уже за 7 месяцев этого года индекс промышленного производства составил 102,2%, а объем выпуска продукции - 4,3 млрд. евро.
По его словам, ядро республиканского автомобильного кластера составляют КАМАЗ, Sollers и производитель сельскохозяйственной и спецтехники ЕлАЗ. Именно эти предприятия обеспечивают наращивание индексов промышленного производства в отрасли, превышающие средние показатели по промышленности. "Положительные итоги работы предприятий автомобильной отрасли в первую очередь определяются показателями КАМАЗа - якорного предприятия машиностроительного комплекса республики, - зачитал с бумажки Мингалеев. - За 7 месяцев 2013 года реализовано 24 023 тысяч грузовых автомобилей, отгружено товарной продукции на сумму 1,3 миллиарда евро". При этом компания остается лидером в классе тяжелых грузовиков и постоянно улучшает потребительские свойства выпускаемой продукции.
Мингалеев также рассказал о работе компании "Форд Соллерс", которая производит в республике автомобили марки Ford. Если в первый год с конвейера сошли 18 тыс. автомобилей, то в планах компании увеличить число до 350 тыс. машин в год. Кроме того, замминистра вспомнил и про ЕлАЗ, который в год выпускает 10 тыс. тракторов.
Также Мингалеев не забыл упомянуть о второй составляющей автомобилестроительного кластера - о производстве автокомпонентов, которые поставляют предприятия крупного и малого бизнеса. В качестве примера замминистра привел Камский индустриальный парк "Мастер", который является "практическим примером создания инновационной инфраструктуры". Конечно же, Мингалеев говорил и об особой экономической зоне "Алабуга". Те, кто размещает свое производство там, получает дополнительные стимулы от государства в виде освобождения от уплаты местных налогов на 10 лет (налог на имущество, на землю и транспортный налог), в виде снижения ставки налога на прибыль и освобождения от уплаты таможенных пошлин и НДС на импортное сырье и оборудование.
Чиновник добавил, что в республике оказывается поддержка субъектам малого и среднего бизнеса в форме субсидий. Помощь предлагается по таким направлениям, как субсидирование затрат на уплату первого взноса по договору лизинга. Также поддерживают тех, кто разрабатывает и внедряет инновационную продукцию. Кроме того, покрывают часть затрат по оплате технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства.
Несмотря на то, что выставка по большей части посвящена все-таки производителям автокомпонентов, Мингалеев на эту тему в своем выступлении сказал буквально несколько слов. "На сегодняшний день на территории республики Татарстан работают более 100 предприятий-производителей автокомпонентов. В 2012 году объем выпуска автокомпонентов в Татарстане составил 814 миллионов евро, в том числе поставки на КАМАЗ - 31 тысяча евро. Оценочно в 2013 году объем производства должен составить порядка 930 миллионов евро", - лишь эти слова чиновника были посвящены непосредственно производителям автокомпонентов, и то в самом конце его долгой речи.
Корреспондент "БИЗНЕС Online", конечно же, поинтересовалась, какие конкретные программы поддержки есть для производителей автокомпонентов, потому что из выступления осталось неясно, как живет именно этот рынок, а не машиностроение в общем. Однако корреспондент так и не получил четкого ответа от Мингалеева. Во время конференции он предложил обсуждать это уже после мероприятия (мол, времени не хватит). Чиновник лишь вскользь упомянул про "уже реализованные проекты в части КИП "Мастера" (об этом он уже в ходе выступления говорил). Также Мингалеев пообещал о тех "льготах, о которых рассказывал в своей презентации, разложить по предприятиям, которые уже там существуют, ведут свою деятельность". "Все эти моменты определены в программах развития машиностроительного комплекса до 2014 года и в инвестиционном соглашении. Я предлагаю остаться и все это обсудить", - заключил он.
Но после конференции Мингалеев спешил удалиться, ссылаясь на чрезвычайную занятость.
"Вот вы ждете, что я скажу, что у нас есть Маша и есть Медведь: этих мы не любим, а этих любим. Нет такого. Одна из точек роста - это автокомпоненты, мы всех любим", - лишь сказал чиновник.
Пожалуй, единственным на выставке, кто действительно благодарен Татарстану за финансовую поддержку, является сервис Avtozaper
"Мы только на себя рассчитываем"
Как обнаружила корреспондент "БИЗНЕС Online", обойдя выставку, из 7 компаний, представлявших республику, только три оказались непосредственными производителями автокомпонентов. Остальные - лишь посредники между китайскими производителями (тех же деталей для "КАМАЗа", например) и российскими компаниями.
Первым настоящим производителем оказался ООО "Блик" из Набережных Челнов. "У нас производство автокомпонентов для такого крупного гиганта, как КАМАЗ. Поставляем на главный сборочный конвейер. Еще выходим сейчас на УралАЗ", - рассказал корреспонденту "БИЗНЕС Online" замдиректора Тимур Сафиуллин. Компания заняла на выставке небольшой скромный отдел. Вокруг на стендах выставлены образцы продукции: провода, тормозные шланги, вентили и т.д., стоят стол и два стула. Ничего лишнего. Корреспондент "БИЗНЕС Online" даже забеспокоилась, что "Блик" может никто и не заметить на фоне тех, кто с размахом обустроил свои выставочные места с музыкой, едой и напитками. Однако на предприятии, видимо, подходят к делу серьезно, даже надвигающийся кризис не страшен. "О кризисе не надо разговаривать. Просто надо не думать, надо работать. Человек, который рабочий, всегда из любого кризиса выйдет: - успокоил Сафиуллин, который и в следующем году уверен, что спада производства не будет. - Отработана технология, подготовка оборудования, у нас расширение ассортимента товара - вот и все, чтобы выйти из кризиса достойно".
О помощи властей, субсидиях, в компании, как оказалось, ничего конкретного не знают. "Я слышал, что в Татарстане разработали какую-то программу поддержки автокомпонентов, но я ее, если честно, в глаза не видел, что за программа, что подразумевает: то ли льготы в налогообложении, то ли кредиты. Слышал со слов кого-то, но пока не ощутил", - признался Сафиуллин. Поэтому компания обходится своими силами. "Мы только на себя рассчитываем", - сказал замдиректора. Он добавил, что от помощи тем не менее не отказались бы. К примеру, денежные вливания в кризис, льготное кредитование, а "производитель сам найдет, куда их приложить".
Еще один производитель от Татарстана, чья продукция была представлена на выставке, - НПО "Универсал Кардан Деталь"
"Мы в кризис не верим, мы растем"
Еще один производитель от Татарстана, чья продукция была представлена на выставке, - НПО "Универсал Кардан Деталь". Их область деятельности - крестовины и карданные валы. "У нас большая линейка карданных валов, крестовин, продаем по всей России, делаем даже на заказ. Сотрудничаем со многими фирмами РФ и делаем даже индивидуальные заказы", - рассказал маркетолог компании Рамиль Саитов. Производство компании располагается в Набережных Челнах.
Коммерческий директор компании Геннадий Исаев заявил, что производители автокомпонентов действительно получают поддержку от региона. "Безусловно, это поддерживается, регулярно организуются форумы по автокомпонентам, форумы с участием иностранных производителей для развития сотрудничества. Татарстан в этом плане многое делает для поддержания своих производителей и развития отношений", - рассказал он корреспонденту "БИЗНЕС Online". Также он добавил, что субсидируется участие в выставках, чтобы продвигать продукцию. Хотя в компании заверили, что на сегодняшний день в помощи не нуждаются и развиваются своими силами.
В НПО "Универсал Кардан Деталь" также нет беспокойства по поводу кризиса. "Мы в кризис не верим, мы растем", - уверенно заявил Исаев.
Замдиректора компании по производству профессиональной химии "ХИМ ГРУПП" из Казани Кристина Самочкова заверила, что они о кризисных явлениях ближайшего будущего вообще не задумываются. Кроме того, в программе поддержки производителей автокомпонентов также не участвуют. "Нас никак не касается это. Мы не прибегаем к услугам этой программы", - сказала она. Но тем не менее от помощи бы не отказались - деньги нужны на развитие, закупку оборудования.
"Республика нам очень помогла"
Пожалуй, единственным на выставке, кто действительно благодарен Татарстану за финансовую поддержку, является сервис Avtozaper, который занимается не производством, а выступает единой коммуникационной площадкой по покупке и продаже автозапчастей. Его разработали выпускники IT-парка Набережных Челнов.
"У нас есть деньги инвестиционного венчурного фонда Татарстана и "Фонда Бортника", - рассказал корреспонденту "БИЗНЕС Online" основатель и разработчик сервиса Амин Шаяхметов. - Республика нам очень помогла, и мы очень довольны, очень благодарны ей".
У них действительно амбициозные планы: хотят охватить все страну. "Из Набережных Челнов мы начали вырастать в большую-большую компанию, которая будет работать на всю Россию", - добавил основатель Avtozaper.
ВРП в прямой зависимости от производителей автокомпонентов
Смысл присутствия Татарстана на выставке и форуме "Автомобилестроение и развитие рынка автокомпонентов в России" прояснил корреспонденту "БИЗНЕС Online" гендиректор ОАО "Казанская ярмарка" Лев Семенов. Он напомнил, что президент республики Рустам Минниханов поставил цель к 2016 году по внутреннему региональному продукту выйти на уровень 2 трлн. рублей. "Это прежде всего за счет развития среднего и малого бизнеса. Если сегодня звучит, скажем, доля 15 процентов ВРП, то доведение до 25 процентов - это очень серьезная цифра. Кто это может сделать? Какие точки роста? Это прежде всего развитие автокомпонентов", - объяснил Семенов.
Он отметил, что в Татарстане есть для этого все условия: добыча нефти, химическое производство, дальнейшая переработка, получение полимеров, каучука, всевозможных пластмасс, что является сырьем для производства автомобилей. Кроме того, есть и особая экономическая зона "Алабуга", КИП "Мастер", "Химград". "Основная цель присутствия Татарстана как региона-партнера на этом форуме - это показать и рассказать участникам, что этот рынок будет развиваться и будет развиваться в любом случае в Татарстане. Этот сегмент как раз для малого и среднего бизнеса", - заключил Семенов.
Фото: Елена Колебакина
БИЗНЕС Online