Великобритания расследует череду загадочных поломок дизельных автомобильных двигателей, которые могли быть вызваны использованием биодизельного топлива или дизтоплива, ввезенного из России. Расследование может стать причиной перебоев в снабжении и повышения цен на автомобильное топливо.
Несколько сотен дизельных автомобилей сломались в конце прошлого года, в основном в северо-восточной части Англии и в Шотландии, из-за гелеобразного вещества, закупорившего фильтры. Переработчики подозревают, что холодная погода вызвала ухудшение качества топлива.
Британский институт стандартов занялся расследованием, а участники Британской ассоциации нефтяной промышленности (UKPIA) - BP, Essar, Esso, Shell, Phillips 66, Total и Valero - начали анализировать дизельное топливо, в частности показатель предела фильтруемости (FBT), определяющий температуру, при которой содержащиеся в дизтопливе парафины начинают осаждаться на фильтре.
UKPIA сообщила во внутреннем документе на прошлой неделе, что рассматривает такие параметры, как "качество биодизельного топлива,базового углеводородного топлива и процедуру смешивания продукта с другими используемыми добавками". Результаты испытаний на FBT будут проанализированы после 15 апреля, говорится в сообщении.
Дизельное топливо со сверхнизким содержанием серы (до 0,001 процента или 10 ppm) в Великобритании должно отвечать стандарту Европейского союза EN590, который предусматривает добавление в топливо депрессорных присадок в зимнее время года.
"Один из факторов, которому уделяется наибольшее внимание - это требование ЕС добавлять до 7 процентов биотоплива во всё предназначенное для автомобилей дизельное топливо", - сообщила в декабре британская авторемонтная служба RAC.
Другая возможная причина поломок - качество импортного российского топлива: анализы нескольких партий, поступивших из порта Приморск, указали на нарушенный уровень FBT, сообщили несколько источников в отрасли.
По их словам, трудно точно установить источник некачественного топлива, так как партии от разных поставщиков смешиваются в порту до погрузки на танкеры. С другой стороны, остальные европейские страны, потребляющие большое количество российского дизельного топлива, пока не сообщали о таких проблемах.
Россия экспортирует из Приморска дизтопливо, производимое по стандарту, соответствующему EN590, класса Евро-5 и нескольких разных сортов. Диапазон температуры применения продукта, поступающего с российских НПЗ по трубопроводу Север, составляет от +5 до -20 градусов Цельсия, однако более точно предел фильтруемости для производителей, сдающих дизтопливо в Север, не нормируется.
По словам источника в отрасли, российские НПЗ прошлой зимой увеличили сдачу в трубопровод дизтоплива с присадками.
"Присадки при смешивании топлива разных видов и разных производителей и разбавлении иногда непредсказуемо влияют на предел фильтруемости", - сказал он.
Великобритания импортирует почти половину из потребляемых ежегодно свыше 10 миллионов тонн дизельного топлива, по данным UKPIA. Если окажется, что проблема в российском импорте, на который, по словам источников, пришлось 40 процентов потребления в прошлом году, это грозит Великобритании серьезными перебоями в снабжении.
Трейдеры также опасаются, что возможные изменения в стандарте на дизельное топливо выльются в повышение цен. Если будет введен обязательный анализ на FBT, оптовая цена может подняться на $5 за тонну, или на 0,5 процента, по мнению двух источников в отрасли.
AFN.by