Такой вариант развития транспортной системы обсудили гости конференции "Транспортные перевозки: проблемы и перспективы отрасли", прошедшей в Екатеринбурге.
По словам участников обсуждения, сейчас рынок перевозок неравномерно распределен между различными видами транспорта. Около 80% перевозки грузов в России осуществляется с помощью автотранспорта, и только 15% приходится на железную дорогу. По рельсам товар чаще всего транспортируется в прямом и обратном пути следования в направлении Дальнего Востока. Что касается европейской части страны, то там грузы практически всегда транспортируются по дорогам.
Тотальная перевозка тяжелых грузов автотранспортом давно стала серьезной проблемой, решить которую пока не удается.
"В Свердловской области сложности создает перевозка сыпучих инертных грузов в северном направлении. Перевозчикам удобнее пользоваться автотранспортом, но на трассах есть ограничения по тоннажу автомобилей для перевозки тяжелыхгрузов. Многие, пытаясь сэкономить, не соблюдают эти правила. По трассам с ограничением провоза груза в 12 тонн ездят машины с грузом до 60 тонн. Это наносит огромный урон дорожному полотну: дорога "проседает", на трассах появляются выбоины и "желоба". И даже штрафы, взятые с уличенных в нарушении перевозчиков, не перекрывают стоимости ремонта дорог", - комментирует ситуацию главный специалист отдела развития транспорта Министерства транспорта и связи Свердловской области Дмитрий Пономарев.
В регионе для мониторинга за нарушениями автоперевозчиков установлены восемь пунктов весового контроля, однако полностью проблему они не решают. Для перехода на новую систему перевозок необходима заинтересованность самих участников логистической сферы. Выходом может стать увеличение использования объемов железной дороги.
"Как только железная дорога будет увеличивать скорость грузовых перевозок, ряд перевозчиков перейдут на этот вид транспорта, особенно на дальних расстояниях. В идеале, в системе грузовых перевозок соотношение железнодорожного и автомобильного автотранспорта должно выровняться до соотношения 50% на 50%", - считает директор по развитию Группы компаний "Оборонснабсбыт", в которую входит контейнерный терминал "C.I.T.", Валерий Денисов.
По мнению представителей логистического сообщества, наиболее удачной в российских условиях могла бы стать схема мультимодальных перевозок - последовательной транспортировки грузов в одной и той же грузовой единице (к примеру, в крупнотоннажном контейнере), с перевалкой его в пути следствия на различные виды транспорта или как самой простой бимодальной перевозкой когда основную часть пути груз можетпреодолевать по железной дороге, а на оставшемся небольшом отрезке, так называемой "последней миле" перегружать товар на автотранспорт.
Это позволит снять нагрузку с автомобильного полотна и уменьшить уровень загрязнения окружающей среды: железнодорожный транспорт является более экологичным вариантом по сравнению с автомобильным.
"Если скорость грузовых перевозок железнодорожным транспортом дойдет хотя бы до 50-60 км в час, то он сможет конкурировать с автотранспортом и на расстояниях до 1000 километров", - отмечает Валерий Денисов.
Пока средняя скорость перевозки грузов, в общем, по всем железным дорогам страны, не дотягивает и до 10 километров в час. Ситуация должна измениться в ближайшее время: принятая федеральная программа развития транспортной системы России до 2020 года предполагает развитие новых стандартов перевозки грузов по железной дороге, согласно которым скорость должна увеличиться до 980 километров в сутки.
Процесс перехода уже начался: переговоры с представителями железнодорожной отрасли об уменьшении сроков перевозки грузов ведут многие транспортные компании. Кроме того, силами нескольких компаний недавно был запущен контейнерный состав направлением "Москва-Екатеринбург". В перспективе проект должен стать полноценным грузовым поездом.
JustMedia