Около 30% массы шины составляют специальные технологические нефтяные масла. Они оказывают значительное влияние на основные свойства шин - на сцепление с мокрым асфальтом, износостойкость и расход топлива. Вместе с тем технологические масла определяют уровень канцерогенности частиц, попадающих в атмосферу при истирании шин в процессе эксплуатации. Такие токсичные частицы, накапливаясь в организме человека, вызывают онкологические заболевания. Поэтому законодательства стран ЕС, США, Бразилии, Японии и Кореи уже более 5 лет допускают применение лишь безопасных технологических масел, в которых содержание канцерогенных компонентов не превышает установленных лимитов, обоснованных научными исследованиями.
Вызывает обеспокоенность тот факт, что более половины производимых в России шин все еще несут в себе канцерогенную угрозу. Одной из главных причин, сдерживающих переход российских предприятий к производству шин только на основе безопасных масел, является угроза со стороны дешевых канцерогенных шин из ряда стран, в которых запреты на использование канцерогенных масел пока не введены. Переход на использование "зеленых" масел не требует каких-либо серьезных вложений от производителей шин. Поэтому все без исключения российские шинные компании готовы его осуществить, если условия для конкуренции на рынке будут равными, т.е. вход на рынок России для канцерогенных шин будет закрыт официально.
В декабре 2012 г. биохимический холдинг "Оргхим" (г. Нижний Новгород) направил в Государственную думу проект Технического регламента "Об ограничении реализации и использования шин, каучуков, резиновых изделий и технологических масел для их производства, содержащих канцерогенные полициклические ароматические углеводороды". Документ разрабатывался на основе лучших мировых практик, его основные положения успешно реализуются в странах Европейского союза, США и Японии, начиная с 2005 г. В нем четко устанавливаются уровни допустимого содержания канцерогенных веществ в продуктах и определяются конкретные методики их измерения. Обсуждение проекта Технического регламента проходило в рамках парламентских слушаний по вопросам экологического законодательства в марте 2014 г. Идеи, изложенные в документе, встретили активное одобрение.
Введение Технического регламента - простой и логичный способ выровнять условия конкуренции, закрыть российский рынок для канцерогенных шин и защитить жителей страны от угрозы роста онкологических заболеваний, особенно в крупных, насыщенных автомобилями городах.
Topof.ru