← Логистика, грузы

В рельсовой войне с Литвой Латвия несет потери

В Риге состоялось совещание комиссий по иностранным делам парламентов Литвы, Латвии и Эстонии. Одним из главных вопросов стало железнодорожный тупик и блокада литовцами Рижского порта.
Главным предметом транспортного спора между Латвией и Литвой остается железнодорожная ветка Мажейкяй - Реньге, разобранная в 2008 году с литовской стороны. Вопрос поднимался на самом высоком уровне, но разбивался о высокомерие наших соседей: так, президент Даля Грибаускайте, находясь с визитом в Риге 12-13 июня 2012 года, заявила, что интерес к восстановлению сообщения на данном участке не исходит от Latvijas dzelzcels, но имеет Russian background (российскую подоплеку"). 28 мая 2013 года министр иностранных дел Аудронюс Ажубалис (на днях он был в Риге уже в качестве заместителя председателя комиссии по иностранным делам) предложил создать общую рабочую группу по транспорту, включающую вопрос разобранной ж/д как один из многих, на что не пошла уже латвийская сторона.
Суть дела заключается в том, что демонтированные 300 метров рельсов препятствуют кратчайшему маршруту нефтепродуктов c комбината Mazeiku nafta в Рижский порт. В настоящее время составы следуют через Шяуляй, что загружает литовскую железную дорогу, а латвийской остается содержать тупиковую 70-километровую ветку Глуда - Реньге, по которой невозможно перевозить транзитные грузы. А объем мажейкяйских нефтепродуктов, направляемых через Латвию между тем не мал - в прошлом году было 930 тысяч тонн.
Литва является единственной из четырех граничащих с Латвией стран, с которой отсутствует соглашение о железнодорожных грузоперевозках. Глава литовской ж/д монополии Стасис Далидка 9 мая 2014 года высказался о разобранной ветке в смысле "восстановим, если потом окупится". Была озвучена и смета реконструкции - 11,6 млн. евро. При этом на территории Литвы может быть восстановлено не 0,3 км, но все 19 км трассы. Коллеги не упустили возможности поехидствовать в адрес латвийцев: на вашей-то стороне на полотне уже деревья растут.
Телеграф.lv