← Топливо, масла и автохимия

Налоговый маневр проведут с учетом интересов "Роснефти"

Минфин и Минэнерго разработали компромиссный вариант налогового маневра в нефтяной отрасли взамен обжалованного ранее "Роснефтью", сообщают "Ведомости" со ссылкой на свои источник в правительстве. Новый вариант более выгоден для нефтегазовых компаний, но приведет к потере доходов бюджета.
Ранее предложенная схема налогового маневра предполагала снижение пошлин на экспорт нефти с 59% до 42% в 2015 г. (потом - до 30%) и резкое повышение налога на добычу полезных ископаемых в ближайшие четыре года. Маневр мог принести госбюджету дополнительные 250 млрд руб. от роста пошлины на экспорт мазута (с 66 до 100%), а увеличение налоговой нагрузки на компании нефтяного сектора компенсировалось ростом выручки из-за более высоких внутренних цен на нефть и снижения акцизов.
В новой версии пошлины на сырую нефть и НДПИ меняются почти так же, однако пошлины на нефтепродукты снижаются гораздо быстрее. Например, пошлину на дизельное топливо в 2015 г. предполагалось уменьшить с 65% до 52%, а в 2017г. - до 33%. По новой же схеме уже в 2015 г. пошлина снизится до 48%, а к 2017г. - до 30%. Пошлина на экспорт бензина по новой схеме упадет к 2017 г. с нынешних 90% не до 50%, но сразу до 30%. Кроме того, НПЗ поддержат еще и сильным снижением акцизов.
Перерасчет приведет к тому, что средняя маржа в нефтепереработке снизится с $55 за тонну до $30, а не до $22, как предполагалось ранее. Бюджету же придется поступиться частью доходов. В частности, снизятся дополнительные доходы от 100%-й пошлины на мазут - в бюджет поступит не 250 млрд руб., а примерно на 100 млрд руб. меньше. От снижения акцизов серьезно пострадают дорожные фонды, а повышение НДПИ не успеет вовремя компенсировать потери от снижения пошлин, что приведет к возникновению кассового разрыва на сумму до 200 млрд руб.
Впрочем, не факт, что нынешний вариант налогового маневра будет принят - источники "Ведомостей" отмечают, что предложения Минфина и Минэнерго вновь могут не устроить "Роснефть". Предыдущий предложенный ведомствами план был пересмотрен после того, как глава "Роснефти" Игорь Сечин пожаловался президенту РФ Владимиру Путину на то, что новые правила игры негативно скажутся на новых проектах компании.
В начале июня 2014 г. "Роснефть" представила свой вариант маневра, с гораздо менее резкими изменениями в объеме экспортных пошлин и НДПИ: пошлина на нефть в 2015г. должна снизиться до 51% (до 45% - в следующие четыре года), а НДПИ - до 620 руб. за тонну нефти к 2018г. (согласно плану налогового маневра от Минфина, налог за четыре года повышается до 950 руб. за тонну при его нынешнем уровне 493 руб.). При реализации такого маневра выпадающие из бюджета доходы могут составить около 550 млрд руб.
Ранее эксперты международного рейтингового агентства Fitch заявляли, что намеченный правительством налоговый маневр не окажет существенного влияния на интегрированные нефтяные компании, в которых объемы добычи превышают переработку, такие как "Роснефть", "Татнефть" и ЛУКОЙЛ, однако это может привести к росту цен на российских АЗС.
По оценке президента ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова, в результате налогового маневра рост цен на бензин в России может составить порядка 10-15%. По его словам, рост будет обусловлен снижением экспортной пошлины и увеличением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
"В подобных условиях нефтяникам необходимо компенсировать инвестиционную составляющую, что, безусловно, скажется на конечном потребителе", - объяснял Алекперов.
РБК