По оценкам ИПЕМ, в 2015-2016 годах при сохранении текущих условий работы железнодорожного транспорта вероятно продолжение падения объемов производства грузовых вагонов до 30-35 тыс. вагонов в год.
На международной научно-технической конференции "Подвижной состав XXI века: инновации в грузовом вагоностроении" в Санкт-Петербург генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян выступил с докладом "Грузовое вагоностроение в Стратегии развития транспортного машиностроения до 2030 года. Состояние и перспективы".
В начале своего выступления Ю. Саакян перечислил основные проблемы отечественного грузового вагоностроения. Так, эксперт отметил, что сегодня наблюдается избыток производственных мощностей вагоностроителей. По оценкам ИПЕМ, общие производственные мощности российских предприятий на конец 2013 года составляли 92 тыс. вагонов в год (вместе со странами СНГ - 152 тыс. вагонов в год), в то время как фактический объем производства в 2013 г. составил только 60,5 тыс. вагонов (со странами СНГ - 87 тыс. вагонов). Таким образом, в прошлом году вагоностроители работали более чем на треть ниже своего потенциала: в России недозагрузка составила 34% от производственной мощности. Юрий Саакян указал, что в связи со снижением спроса на грузовые вагоны на период 2015-2016 гг. существует вероятность сокращения поставок на рынок (т.е. без учета поставок дочерним компаниям) до уровня 30-35 тыс. вагонов в год.
В качестве второй важной проблемы грузового вагоностроения Ю. Саакян указал отсутствие долгосрочного спроса на грузовые вагоны. "На сегодняшний день в условиях профицита парка на сети ОАО "РЖД" число вагонов с истекшим сроком службы составляет 291,5 тыс. вагонов, - отметил эксперт. - При существующих мощностях даже в случае реализации программы полного обновления парка производители смогут полностью обновить парк вагонов с учетом текущего выбытия менее чем за 5-6 лет. Далее их мощности снова окажутся невостребованными".
Rosinvest.com