Активизация работы силовых органов Украины по борьбе с фальсификатом на рынке нефтепродуктов является крайне своевременной и необходимой, считают в консалтинговой группе "А-95" (Киев).
"Доля некондиционного топлива на рынке составляет не менее 20%. Это наносит огромный ущерб транспорту, окружающей среде и здоровью людей, поскольку при выпуске контрафакта в большом количестве используются компоненты, запрещенные в легальных нефтепродуктах. Для государства такая доля фальсификата означает ежегодные потери около 9 млрд грн акциза и НДС", - отмечают в группе.
В "А-95" считают обоснованными проверки Министерства внутренних дел, производимые сейчас на АЗС сети "БРСМ-Нафта" в Харьковской и Киевской областях.
"Доступные данные говорят о наличии предпосылок для интереса проверяющих органов. По данным "А-95", за восемьмесяцев 2014 года на нефтебазы, входящие в группу "БРСМ", в Переяславе-Хмельницком, Василькове (обе - Киевская обл.) и Казатине (Винницкая обл.) поступило: 28,7 тыс. тонн российской октаноповышающей добавки "Октан-Эко"; 10,1 тыс. тонн газового конденсата; 19,4 тыс. тонн фракции изопентановой (аналог прямогонного бензина, так называемый газолин). Все указанные компоненты используются на нефтеперерабатывающих заводах, которых на указанных нефтебазах нет", - пояснили в группе.
Как отмечают в "А-95", внимание на себя обращает и тот факт, что начиная с мая 2014 года "БРСМ-Нафта" и ее трейдеры не приобретают на рынке бензин А-95, хотя на АЗСсети предлагаются сразу две марки этого бензина. По данным Госкомстата, в январе-августе через сеть "БРСМ-Нафта" было реализовано за наличный расчет 47,6 тыс. тонн бензина А-95.
"В результате проведенных исследований мы не смогли найти источники поставок такого объема бензина. Возникает вопрос: откуда он взялся, или что было заправлено в баки автомобилистов на БРСМ под этой маркой?", - сказал директор "А-95" Сергей Куюн.
Эксперты также считают, что апрельское повышение ставок акцизного сбора вдвое - до EUR98/тонна будет способствовать началу кустарного производства бензина марки "А-95", который ранее был меньше подвержен подделкам. Об этом, в частности, говорит начало закупок авиационного керосина компаниями, не имеющими отношения к заправке самолетов.
"Одной из таких компаний является "БРСМ-Нафта", получившая за последние несколько месяцев 8,2 тыс.тонн авиационного топлива из Беларуси", - указывается в пресс-релизе группы.
В "А-95" полагают, что при смешении авиакеросина с дизельным топливом оператор получает ощутимый дополнительный доход при последующей продаже полученной смеси под видом ДТ на АЗС за счет разницы в налогах.
"Масштабы теневого рынка нефтепродуктов не ограничиваются одной-двумя компаниями и регионами, это массовое явление, растущее вместе с ценами на легальное топливо. Для минимизации фальсификата необходимо запретить свободное хождение компонентов для производства нефтепродуктов, реанимировать государственную систему контроля качества топлива и упростить механизмы контроля за качеством на АЗС для негосударственных организаций", - резюмирует С.Куюн.
Как сообщалось, более 20 автозаправочных комплексов ("БРСМ-Нафта") в Харькове и Киевской области закрыты из-за проверок правоохранителей.
"БРСМ-Нафта" называет причинами проверок недодачу копеечной сдачи покупателю, а также ранее не фиксировавшееся якобы нарушение пожарных норм. В компании полагают, что проверки проводятся в интересах недобросовестных конкурентов.
Украинские СМИ связывают сеть "БРСМ-Нафта" с беглым экс-министром энергетики и угольной промышленности Украины Эдуардом Ставицким. Однако в самой компании такую связь опровергают.
ИАП НБРА-IBRA