← ЭДО, ИТ в логистике

Если работник-экспедитор не знает, кто контрагент - это не ставит под сомнение реальность сделки

Основным видом деятельности ООО "А" являлась оптовая торговля машинами и оборудованием для сельского и лесного хозяйства. Для этого компания приобретала у поставщиков и реализовывала покупателям оборудование и отдельные детали, для доставки которых заключались договоры с транспортными организациями. При этом было предусмотрено их право при необходимости и в целях исполнения своих обязательств по договору заключать от своего имени договоры с третьими лицами.
По результатам выездной проверки инспекция доначислила компании НДС, пени и штраф, указав на неправомерное применение налоговых вычетов при приобретении услуг по перевозке, оказанных тремя фирмами. Инспекция ссылается на отрицание экспедиторами (работниками ООО "А") знакомства с этими контрагентами.
Суд первой инстанции (дело № А36-4495/2013) согласился с выводами инспекции.
Апелляция отменила его решение, указав, что первичные документы по перевозкам соответствуют требованиям законодательства, услуги оплачены путем безналичных перечислений. ТТН на перевозку грузов содержат сведения о спорных контрагентах как об организациях, осуществляющих перевозку, а также сведения об автомобилях, на которых осуществлялась перевозка, и о водителях, управляющих транспортным средством, о пункте погрузки, совпадающем с местонахождением истца, о пунктах разгрузки, сведения о перевозимых грузах. Покупатели подтвердили доставку в их адрес товаров, отгруженных компанией по конкретным ТТН, перевозчиками в которых указаны спорные контрагенты.
Суд учел, что давшие показания экспедиторы сопровождали груз при доставке и общались с водителями транспорта контрагентов, которые, к тому же, по договору мели право привлекать третьих лиц. Окружной арбитражный суд, соглашаясь с выводами апелляции, указал: "тот факт, что данным работникам не были знакомы организации-контрагенты и их руководители, не является доказательством неоказания и невозможности оказания данными организациями транспортных услуг обществу, так как взаимодействие с контрагентами, в результате которого могло бы произойти такое знакомство, не входило в должностные обязанности экспедиторов".
audit-it