Консорциум банков во главе со Сбербанком до конца года может согласовать сделку по продаже активов обанкротившегося Таганрогского автомобильного завода ("ТагАЗа"). Об этом рассказал министр промышленности Ростовской области Александр Гребенщиков. Наиболее вероятным покупателем предприятия является китайский автоконцерн Chery, хотя банки ведут переговоры и с корейской компанией Hyundai.
По словам Гребенщикова, сейчас завершена независимая оценка активов "ТагАЗа" - их стоимость составляет 6 млрд руб. Экспертная группа Chery недавно посетила Таганрог и осталась удовлетворена состоянием оборудования завода. "Они (китайцы - прим. Ред.) оценили "ТагАЗ" на твердую "четверку" и сочли, что его мощности можно запустить в кратчайшие сроки", - рассказал министр.
Гребенщиков также отметил, что процесс переговоров осложняется достаточно жесткими требованиями, выдвигаемыми китайцами. В частности, Chery пока готова приобрести лишь часть завода, а Сбербанк, являющийся крупнейшим залогодержателем активов "ТагАЗа", заинтересован реализовать предприятие целиком. Кроме того, потенциальные инвесторы настаивают на предоставлении гарантий "успешности производства" и предлагают областному правительству войти в состав акционеров банкрота. "Мы не коммерческая организация, мы можем предоставить инвестору лишь преференции, предусмотренные областным законодательством", - заявил чиновник.
Тем не менее, по версии Гребенщикова, в ближайшее время стороны смогут договориться. "Покупка состоится в рамках процедуры банкротства, то есть будущий собственник приобретет активы автозавода с торгов, а его долги (около 30 млрд руб.) будут списаны", - резюмировал он.
У "ТагАЗа" и Chery уже есть опыт совместной работы. В 2008 г. по договоренности с концерном предприятие начало сборку автомобилей Chery Tiggo и Vortex Estina. Годовой план составлял порядка 200 тыс. автомобилей. Однако отношения между таганрожцами и китайским концерном испортил скандал, последовавший вскоре после запуска производства: вопреки договоренностям реализовывать автомобили через дилерскую сеть Chery завод начал торговать ими самостоятельно.
О переговорах региональных властей с некой китайской компанией стало известно весной 2014 г. При этом в донском правительстве до последнего момента не называли потенциального инвестора. Китайцам, по всей видимости, достанется только пустующая площадка: Сергей Горбань в июле заявил о том, что большая часть мощностей "ТагАЗа" распродана за долги, а оставшееся оборудование устарело.
ООО "Таганрогский автомобильный завод" было образовано в феврале 1997 г. Завод выпускал седаны компакт-класса Accent, седаны класса С Elantra XD и полноразмерные седаны бизнес-класса Sonata, внедорожник Hyundai Santa Fe Classic, а также автомобили коммерческого назначения: малый грузовик Porter, тягач Tractor HD 500, автобусы County и Aero Town. В 2008 г. на заводе под маркой TAGAZ запустили в производство две модели внедорожников - Tager и Road Partner. В начале 2013 г. началась сборка седанов TAGAZ Aquila, точное число собранных и проданных машин неизвестно.
РБК