← Коммерческий транспорт

"Группа ГАЗ" попросила повысить доступность кредитов для автопрома

"Группа ГАЗ" просит повысить доступность кредитных ресурсов "для стратегически важных секторов экономики", в том числе автопрома, столкнувшегося с резким падением спроса и одновременно удорожанием банковского фондирования.
В конце сентября глава "Группы ГАЗ" Вадим Сорокин направил соответствующее письмо президенту Владимиру Путину, сообщил агентству "Интерфакс" источник в финансовом блоке правительства. "Возникшая на российских финансовых рынках ситуация, связанная с резким ростом стоимости заемных средств и недостатком ликвидности", вызывает "серьезную озабоченность российских автопроизводителей", процитировал документ собеседник агентства.
По данным ГАЗа, рост ставок по кредитам обусловлен повышением ключевой ставки ЦБ с 5,5% до 8%, "реальные ставки привлечения увеличились с 10-11% до 13,5%-15% годовых".
Компания считает, что доходов автопроизводителей "попросту недостаточно для обслуживания долга, поскольку средняя рентабельность машиностроительных предприятий находится в диапазоне 8-10%", что усугубляется падением авторынка в I полугодии 2014 года (по данным ГАЗа, в сегменте коммерческих автомобилей - на 22%, автобусов - до 36%), связанного со снижением инвестиционного спроса и замедлением деловой активности.
В "Группе ГАЗ" также констатируют, что, несмотря на внедряемые мероприятия по снижению себестоимости, бизнес-модель отечественного автопрома в условиях ВТО "фактически теряет конкурентоспособность" по сравнению с импортом. "Уже в среднесрочной перспективе (примерно к 2019 году) возникает риск деиндустриализации российской автомобильной отрасли", - предупреждает компания.
При этом на реализацию инвестпроектов ГАЗу потребуется около 15 млрд. рублей в течение ближайших трех лет. "В связи с вызванным санкциями США и ЕС закрытием международных финансовых рынков для российских банков и жесткой политикой ЦБ РФ в области нормативов фондирования коммерческих банков возникает очевидный дефицит ликвидности на российском финансово-кредитном рынке", - отмечает В.Сорокин. Это может привести к кризису платежеспособности, сворачиванию инвестпроектов и негативному влиянию на смежные отрасли, предупреждает топ-менеджер.
В "Группе ГАЗ" считают, что необходимо сформировать список системообразующих предприятий российской экономики по аналогии с "кризисным" списком 2008 года, обеспечить прямое фондирование таких предприятий с участием ЦБ или ВЭБа (кредитование по льготной ставке, конечная ставка для заемщика - не более 10% годовых сроком на 10 лет).
Среди других возможных мер компания называет внесение ценных бумаг системообразующих предприятий автопрома, не имеющих финансового рейтинга, в ломбардный список ЦБ, а также расширение списка организаций, имеющих право на кредитование со стороны Банка России, обеспечиваемое активами и поручительствами.
Кроме того, ГАЗ предлагает продлить действие постановлений правительства о предоставлении госгарантий, в том числе для получения инвесткредитов и реструктуризации существующего кредитного портфеля, и о субсидировании процентных ставок по кредитам предприятиям автопрома, увеличив бюджетные обязательства по данной мере на 3 млрд. рублей в год.
Источник "Интерфакса" отметил, что сейчас министерства рассматривают эти предложения по поручению президента. В числе возможных вариантов поддержки собеседник агентства назвал предоставление автопроизводителям средств через запускаемый сейчас механизм проектного финансирования.
В конце июня сообщалось, что совет директоров "Группы ГАЗ" одобрил заключение дополнительных соглашений между предприятиями группы и Scutellaria Trading Limited по кредитам на 35 млрд руб. Речь шла о кредитной линии на 35 млрд. рублей на срок до 7 лет, привлечение которой одобрили акционеры ГАЗа в декабре 2011 года для рефинансирования синдицированного кредита компании, привлеченного в 2010 году у синдиката во главе со Сбербанком. По этим кредитам были повышены процентные ставки.
"Группа ГАЗ" в отчетности по МСФО за 2013 год раскрыла информацию о нарушении ковенантов по кредитам ВТБ и Сбербанка, однако банки не стали требовать досрочного погашения задолженности. При этом представитель компании подчеркивал, что заключение допсоглашений не связано с нарушением ковенантов. По его словам, нарушенные ковенанты не касались выплат по данным кредитам. При этом причину нарушения он назвать отказался.
В 2009 году ГАЗ договорился о реструктуризации задолженности по кредитам на 39,257 млрд. рублей с синдикатом банков. Сбербанк, действовавший в интересах синдиката из 22 российских и иностранных кредиторов, получил в залог 16,2% акций ГАЗа. Около половины долга покрывалась госгарантиями. Ставка по синдицированному кредиту равнялась ставке рефинансирования плюс 4 процентных пункта. Помимо Сбербанка, в консорциум кредиторов группы входили ВТБ, Газпромбанк, Абсолют банк, Альфа-банк, Гаранти банк - Москва, Кредит Европа банк, "Петрокоммерц", "Уралсиб", ЮниКредит банк, Райффайзенбанк, Барклайс банк, Королевский банк Шотландии, банк "Сосьете Женераль Восток", ООО "Эйч-эс-би-си Банк" (РР), ООО "Сведбанк", Commerzbank AG, Natixis, Credit Suisse Int., Erste Group Bank AG, Sumitomo Mitsui Banking Corporation Europe Limited и Nomura International. Представитель ГАЗа пояснял, что допсоглашения направлены на перераспределение долговой нагрузки компании.
АВТОСТАТ