В Северной Осетии завершилась масштабная реконструкция Рокского тоннеля. Раньше отрезок протяженностью четыре километра часто закрывали из-за камнепадов и снежных лавин. Водители теряли до нескольких суток. Теперь склоны укрепили - трасса стала комфортной и безопасной.
От грунтовых вод тоннель защищает современная гидроизоляция, а дорожное покрытие как на взлетно-посадочной полосе. Для безопасности водителей и пассажиров подземный коридор буквально напичкан электроникой. Например, датчиками определения уровня углекислого газа. В случае скопления опасных выхлопов автоматически срабатывает вентиляция.
"У нас есть центр диспетчерского управления на российской стороне, где ведется мониторинг и управление всеми инженерными системами тоннеля и штольни", - подчеркивает заместитель руководителя строительной компании Александр Потапкин.
Раньше с потолка Рокского тоннеля свисали многометровые сосульки. Грунтовые воды просачивались сквозь трещины в отделке и примерзали на своде. В выбоинах, которые появились после прохода танков в августе 2008 года, застревали даже многотонные грузовики. Со дня открытия тоннель ни разу не ремонтировали.
"До этого в тоннеле вода капала, как дождь на улице. Освещение было плохое. Сейчас все отлично, удовольствие получают и водители, и пассажиры", - отмечает водитель Серафим Лалиев.
Во время ремонта движение по автомагистрали не останавливалось ни на день. Транспорт пустили по узкой вентиляционной штольне. Она идет параллельно. Этот дополнительный тоннель начали восстанавливать только сейчас - после открытия главного.
Реконструкция вспомогательной штольни должна завершиться уже через год. Тогда весь объект и сдадут в эксплуатацию. К тому времени Рокский тоннель сможет пропускать до 15 тыс. единиц автотранспорта в сутки. Строители гарантируют - объект прослужит не меньше ста лет.
На реконструкцию тоннеля было потрачено 18 миллиардов рублей. Еще полтора миллиарда пойдут на восстановление вспомогательной штольни. Все средства выделяются из бюджета России.
Осетинское Радио и Телевидение