← Дороги, инфраструктура

Законопроект о народном контроле за строительством дорог дошел до Думы

Законопроект об общественном контроле за строительством федеральных и местных дорог прошел согласование в правительстве и поступил на рассмотрение в Госдуму. Суть предложения члена комитета Госдумы по транспорту Александра Васильева в том, чтобы муниципальные, региональные и федеральные власти отчитывались о каждом этапе дорожного строительства и затраченных бюджетных средствах, размещая информацию на своих интернет-сайтах.
Проект закона о внесении изменений в ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности" и "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" был разработан в комитете по транспорту еще в прошлом году. Инициатива родилась после того, как депутат, член ОНФ и лидер общественного движения "Убитые дороги" Александр Васильев ("Единая Россия") выявил ряд серьезных проблем в Пскове с выполнением работ по ремонту и строительству дорог. Тогда оказалось, что чиновники плохо исполняют условия госконтрактов и отсутствует внятная система общественного контроля.
- Когда проводится конкурс на ремонт дорог на портале госзакупок, мы видим, кто на них побеждает и начинает выполнять работу, - всё открыто, - рассказал "Известиям" Александр Васильев. - Однако дальнейшая информация не представлена: кто, сколько и на что потратил, выполнены ли работы вообще. Возникла потребность разработать механизм, который позволил бы гражданам отслеживать ход исполнения контракта.
По законопроекту, федеральные органы власти, органы местного самоуправления, унитарные предприятия, ГК "Российские автомобильные дороги", которые являются заказчиками и исполнителями работ в сфере дорожного хозяйства, в обязательном порядке должны публиковать на своих сайтах в интернете сведения о заключенных договорах по ремонту с указанием стоимости, а главное - актов приема дорожных работ. Предполагалось, что должностное лицо, которое подписывает акт приема работ, сто раз подумает перед тем, как визировать документ, ведь его содержание затем станет общедоступным. А активисты общественных организаций будут инспектировать дороги и в случае каких-либо несоответствий подавать заявление в прокуратуру.
Однако законопроект застопорился в правительстве.
- Был негативный отзыв от Министерства юстиции, - сообщил Васильев. - Ведомство посчитало, что цели, которые заявлены этим законопроектом, не будут достигнуты в результате его реализации.
Из-за такой реакции начался долгий процесс согласования с различными профильными структурами, который затянулся почти на полтора года. Лишь сейчас авторы законопроекта нашли взаимопонимание с Минюстом и подготовили документ к первому чтению.
Эксперты, однако, осторожно комментируют инициативу.
- Никакого переворота в жизни и мозгах от внедрения такого закона, конечно, не произойдет, но мера полезная, - отметил директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин. - При желании, если есть активная общественность, нет никакого труда и без специальных законов узнать, как тратятся деньги на дороги.
Похожей точки зрения придерживается и президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.
- Там, где вертятся миллиарды долларов, проконтролировать что-либо очень сложно, а попытка довести до сведения граждан что-то через сайт мне кажется обыкновенной показухой, которая ни к чему не ведет, - пояснил "Известиям" Травин. - Если захотят, то можно спрятать всё что угодно : и деньги, и раздолбанные дороги.
По его мнению, бороться с недобросовестными дорожными чиновниками и строителями нужно более жесткими мерами.
- Надо просто лишать владельцев строительного бизнеса лицензии, если из-за их недобросовестности пострадали автовладельцы, - считает Виктор Травин. - Или, например, если человек разбил машину на ухабистой дороге, компенсацию он должен потребовать со строителей.
Известия