Рокский тоннель, являющийся частью Транскавказской магистрали (Транскама), связывающей Россию с Южной Осетией и Закавказьем, запущен в рабочем режиме досрочно. Весь же тоннельный комплекс (с резервной штольней) общей стоимостью около 20 миллиардов рублей сдадут на следующий год.
В 2007 году тоннель представлял собой черную дыру, пробитую в горе, и заезжать в него можно было лишь с содроганием. Свет фар выхватывал из кромешной тьмы текущую по скалам воду, черные лужи, широкие ямы. Хотелось быстрее проскочить эти жуткие четыре тысячи метров.
- Помню, какой он был раньше, не хотелось и въезжать, - вспоминает житель Цхинвала Магомед Гадиев. - Во время войны в 1991 году до 15 тысяч машин здесь проходило в сутки, очереди были огромные.
- Очень красиво, удобно, я восхищен. Несколько дней ужетуда-сюда езжу, людей по заказу вожу, - делится впечатлениями таксист из ЮО Серафим Лалиев. - Раньше невозможно было нормально проехать, а сейчас даже капли воды нет, сухо, светло. Через Грузию мы не ездим. Из Цхинвала во Владикавказ доезжали за три с половиной часа, теперь тратим на дорогу почти вполовину меньше.
Транскавказская магистраль строилась с 1839 года. Тропу, проложенную по опасным горным склонам, сначала освоили всадники, затем арбы, и только в конце XIX века по ней стали ездить экипажи. Асфальта тогда, естественно, не было. После революции дорога пришла в упадок, о ней вспомнили лишь в 1948 году. Специалисты решили, что через Рокский перевал необходим тоннель - это направление оценили как важнейшее в экономическом и военно-стратегическом плане. Однако работы начались только в 1975 году. Трассу пробивали в скале при сейсмичности в девять баллов, в условиях схода лавин, осыпей, обвалов, селевых потоков, над бездной глубокого ущелья, на дне которого ревела река Ардон.
В 1991-м, с началом грузино-осетинского конфликта, работы прекратились, а августе 2008-го по тоннелю пошли тысячи единиц военной техники и машин с беженцами, ранеными и гуманитарными грузами, что усугубило его аварийное состояние.
- Было видно, что он скоро развалится, - вспоминает Николай Песьяков, заместитель начальника производственно-технического отдела ФКУ Упрдор "Кавказ" в РСО-Алании. - Весь этот немыслимый грузопоток тоннель выдержал кое-как. Люди в нем буквально задыхались, а техника выходила, как из выхлопной трубы чадящего дизеля.
Реконструкцию тоннеля в 2010-м году продолжила известная московская организация (построившая уникальный мост на остров Русский во Владивостоке, ряд олимпийских объектов в Сочи), прибывшая на Рокский перевал с самой современной проходческой техникой. Работы завершились в октябре.
- После запуска объекта грузопоток существенно вырос. Если в среднем через резервную штольню (по ней организовали реверсное движение на время реконструкции тоннеля) проезжало 1200-1300 машин в сутки, то теперь примерно в три-четыре раза больше. Тоннель сдан на год раньше - по просьбам жителей Южной Осетии. На объекте в три смены трудились полторы тысячи человек, - рассказал Александр Потапкин, заместитель руководителя компании-генподрядчика строительства.
Справка:
Тоннель пересекает Главный Кавказский хребет по Рокскому перевалу. Длина тоннеля - 3700 метров, ширина проезжей части - 7, 5 метров, высота - 4, 75 метра.
Российская газета