← Коммерческий транспорт

Рынок грузовиков с пробегом в августе проседает сильнее

По данным ООО "Автостат Инфо" рынок грузовых автомобилей с пробегом (полной массой свыше 5 т, т.е. MCV+HCV) в августе показал спад на 7,3% (-2354 ед.) к аналогичному месяцу 2014 года против -4,2% в июле, к тому же и в физических объемах перепродажи к июлю также упали на 13,4% до 30 071 ед.
Таким образом, второй с начала года период физического роста вторичного рынка опять сменился понижением, так что отрицательный тренд с начала года так и не сменился, Так, в сегменте отечественных грузовиков август показал снижение на 5,9% (-1137 ед.) до 18 192 ед., что составляет 60,5% рынка против 59,6% годом ранее.
Иномарки в августе снизились более существенно - на 9,3% (-1217 ед.) до 11 879 ед. против -2,2% в июле и роста на 7,8% в июне. Соответственно их доля на рынке в августе снизилась до 39,5% против 40,4% в августе 2014 года.
За восемь месяцев картина вторичного рынка грузовиков также сохраняется в отрицательном тренде: -2,7% (-7401 ед.) до 267 216 ед. против 7 месяцев с их -2,1% и 6 месяцев с -1,7%. Иномарки показали сокращающийся рост на 0,4% (+406 ед.) до 107 374 ед. (+1,7% за 7 месяцев и +2,4% за 6 месяцев), а отечественные марки - спад на 4,7% (-7807 ед.) до 159 842 ед. против -4,5% за 7 месяцев и -4,3% за 6 месяцев.
По динамике перепродаж по регионам в августе в лидерах, причем, в плюсе остается Северо-Западный ФО с +2,9% (доля рынка 10,2%). Вторым стал Северо-Кавказский ФО с -0,6% (доля 5,1%), оттеснивший Уральский ФО с -4,7% (доля 11,8%) на третье место. Самый большой рынок Центрального ФО (-5,8%, доля 23,7%) - лишь пятый. Соответственно самым депрессивным внизу рейтинга остался Дальневосточный ФО с -16,8% (доля 6,7%).
За восемь месяцев региональная картина значительно более стабильна, так лидирующий Центральный ФО сохраняет положительный показатель перепродаж с ростом на 1,2% (доля 24,5%) против +2,1% за 7 месяцев. Остальные в минусе: на втором месте - Северо-Западный ФО с нулевым показателем (доля 9,3%) и на третьем - Северо-Кавказский ФО (-0,4%, доля 4,9%). Наиболее депрессивным с заметным отрывом остается Дальневосточный ФО с -13% (доля 6,4%), также проблемным остается Сибирский ФО с -8,1% (доля 14,9%).
Среди российских марок по объемам перепродаж на вторичном рынке в августе, хотя и со снижением, неизменно лидирует КамАЗ (7759 ед.), за которым с большим отрывом следует ГАЗ (3811 ед.). На третьем месте остается МАЗ (2530 ед.), который лишь немного опережает ЗИЛ (2490 ед.). Пятерку отечественных марок замыкает Урал (1251 ед.). Все еще считающийся "отечественным" КрАЗ показал объем перепродаж в 229 ед.
Среди Топ-10 брендов иномарок с пробегом, несмотря на просадку, рыночные доли распределены более равномерно и тройка европейских лидеров остается неизменной: MAN (1407 ед.), Volvo (1271 ед.) и Scania (1108 ед.). Зато Mercedes-Benz (946 ед.) снова вернулся на четвертое место. Соответственно, азиатские бренды Hyundai (804 ед.) и Isuzu (792 ед.) спустились, соответственно, на пятое и шестое места. На седьмом месте неизменно Mitsubishi Fuso (732 ед.), на восьмом - DAF (631 ед.), на девятом - Nissan Diesel (605 ед.) и замыкает "десятку" - Iveco (477 ед.).
По динамике за август среди Топ-10 брендов лидирующую позицию сохраняет Hyundai (+17,7%), следом за которым идут Mercedes-Benz (+8,7%) и MAN (+1,8%). Остальные бренды ушли в минус. Так, ГАЗ с -2,8% - на пятом месте, а КАМАЗ с -2,9% на шестом. Хуже всего в августовской "десятке" выглядит ЗИЛ с -13,3%, МАЗ с -12%, Volvo с -9,4% и Scania с -6,5%.
За восемь месяцев положительная динамика для некоторых иномарок все еще сохраняется: у MAN +40,9% и 21 729 ед., у Mercedes-Benz +12,5% и 8142 ед., у Scania +5,5% и 9881 ед., а вот у КамАЗа всего +0,2% и 68 166 ед. В аутсайдерах остается Isuzu с -17% (7181 ед.) из-за продолжающегося обвала продаж в Приморье, а также ЗИЛ с -13,8% (22 163 ед.). Последняя марка постепенно теряет рынок, так как основная масса машин ЗИЛ произведена ранее 20 лет назад и их парк полностью физически изношен (кроме некоторых спецмашин).
Массовые и производимые до сих пор отечественные модели продолжают демонстрировать лучшую, чем аналогичные иномарки динамику перепродаж.
Так, среди моделей с пробегом наилучшую динамику в августе продолжает демонстрировать внедорожный КамАЗ-43118 (6х6) с приростом перепродаж вдвое (+10,4%, 569 ед.), на второе место вернулся базовый КамАЗ-65115 (6х4) с +38,1% (1012 ед.), оттеснивший Volvo FH-serie (4х2) с +28,3% (621 ед.) на третье место. Четвертое место с положительной динамикой у среднетоннажного ГАЗ-3309 (4х2) с +23% (722 ед.). Mitsubishi Fuso Canter замыкает пятерку с положительной динамикой с +2,3% (630 ед.). Аутсайдер в Топ-10 - старый базовый КамАЗ-5320 (6х4) с -26,9% (675 ед.).
В лидерах по абсолютным показателям перепродаж в августе остается старый карбюраторный среднетоннажник ГАЗ-3307 (4х2) с 1093 ед. (-14,4%), на втором месте старый самосвал КамАЗ-55111 (6х4) с 1134 ед. (-15,4%), а третье место остается за актуальным КамАЗ-65115. Лучшей иномаркой по абсолютным объемам перепродаж стал Volvo FH-serie (4х2).
За восемь месяцев наилучшая динамика также у подержанных КамАЗ-43118 (+118,9%, 4361 ед.), КамАЗ-65115 (+22,4%, 6324 ед.), и у дизельного среднетоннажника ГАЗ-3309 (+7,6%, 4659 ед.). Сравнительно несильно проседает Урал-4320 (-1%, 4753 ед.). Из иномарок лучший - Mitsubishi Fuso Canter с -7,3% (3623 ед.).      
Спад сегмента отечественных грузовиков с пробегом усугубляется кроме общей неясной экономической ситуации, провоцирующей снижение инвестиционной активности, также действует ослабление курса рубля (как следствия падения цен на нефть). Впрочем, положение здесь с августа несколько стабилизируется. Тем не менее, строительные компании, закупившие в свое время импортные грузовики целыми партиями под конкретные проекты и объекты, активно от них избавляются, а на отечественные марки воздействует их физическое старение, ведь большая часть моделей уже давно снята с производства. Поэтому, вполне естественно, что в большинстве сегментов (кроме 4х4 и 6х6) иномарки теснят отечественные модели.
По прогнозам ООО "Автостат Инфо" спад сегмента грузовиков с пробегом в 2015 году в связи с некоторой стабилизацией экономической конъюнктуры (в целом плохой) скорее всего удержится в пределах 10%. Соответственно перспективы рынка грузовиков, в целом, также пессимистичны, хотя именно на вторичном рынке цифры спада будут меньше, чем на рынке новых машин.
Автостат инфо