Увеличение числа танкеров для перевозки нефти и нефтепродуктов в акватории Каспийского моря усиливает конкуренцию и способствует снижению фрахтовых ставок (плата за перевозку груза). Об этом сообщил Report эксперт по вопросам энергетики Зафар Велиев, комментируя воздействие данного фактора на рынок морских грузоперевозок.
З.Велиев отметил, что большое количество нефтяных танкеров в Каспийском море нежелательно из-за отсутствия выхода в мировой океан: "Это противоречит интересам компаний-перевозчиков. Большое количество компаний-перевозчиков и судов в бассейне Каспия приводит к ужесточению конкуренции и, соответственно, удешевлению фрахта. Сейчас на энергетических рынках нет активных физических объемов сырой нефти, к тому же, сокращение ежесуточной добычи и нарушение баланса на глобальном нефтяном рынке сформировали профицит нефтепродуктов на рынках".
По его словам, излишки нефтепродуктов и невысокий спрос оказывают негативное воздействие на прибыль компаний-перевозчиков.
Эксперт подчеркнул, что тарифы снижаются по мере роста активных грузоперевозчиков и нефтеперевозящих судов в Каспийских водах: "Это естественный процесс. Период с 2004 по 2010 годы считается "золотым" для международных нефтяных рынков. В течение данного периода было инвестировано достаточно средств, за счет которых вырос объем ежесуточной нефтедобычи, увеличились мощности нефтеперерабатывающих заводов. Соответственно, выросло количество действующих танкеров транснациональных перевозчиков. В этом и заключается проблема: танкеров много, покупателей мало, конкуренция высокая".
Глава Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан также отметил, что сложившаяся ситуация способствует усилению конкуренции и падению цен. По его словам, средние тарифы на морские перевозки по Каспию составляют 30 долларов за тонну: "Однако, это высокая цена. Большое количество судов усиливает конкуренцию, что может вызвать снижение цен".
Эксперт также коснулся ситуации с грузоперевозками по Каспию, отметив тенденцию к их снижению из-за сокращения товарооборота между странами после 2014 года вследствие падения цен на мировом энергорынке: "Речь идет не только об Азербайджане. Если рассмотреть данные по перевозкам в ненефтяном секторе, наблюдается резкое сокращение торговли Ирана с Казахстаном, России с Туркменистаном, а также Туркменистана с Россией. Грузоперевозки сократились на 30%. Например, объемы перевозок зерна по морскому пути из Казахстана в Иран снизились более чем на 20%. Также сократились грузоперевозки между Туркменистаном и Ираном".
Azerbaycan24