← Логистика, грузы

Грузоотправители побаиваются новых мега-альянсов в контейнерном судоходстве

Появление в отрасли контейнерного судоходства новых мега-альянсов, контролирующих крупные направления, может создать "реальные проблемы с конкуренцией", так как независимые перевозчики будут вынуждены уйти с рынка. Об этом говорится в последнем докладе Глобального форума грузоотправителей (GSF).
В докладе GSF под названием "Влияние мега-судов и альянсов на конкуренцию и общую эффективность цепей поставок: экономические перспективы" подчеркивается, что для решения проблемы консолидации в отрасли контейнерного судоходства необходимо усиление антимонопольного надзора и новый "коммерческий договор", охватывающий как сервисы, так и нужды перевозчиков и грузоотправителей.
"Уже все поняли, что существующая бизнес-модель не работает ни для перевозчиков, ни для их клиентов, - заявил генеральный секретарь GSF Крис Уэлш (Chris Welsh). - Пропасть между ожиданиями клиентов и качеством услуг расширяется, так как перевозчики почти полностью сфокусированы на операционных соглашениях и структурах альянсов. Нам крайне необходим новый "коммерческий договор", в котором перевозчики и грузоотправители лучше пропишут взаимные нужды и стимулы".
В докладе GSF также говорится, что перспективы 6-10 крупнейших перевозчиков, контролирующих основные контейнерные направления мира, сейчас улучшились, так как темпы консолидации в виде слияний и поглощений ускорились из-за появления мега-судов и сопутствующих тенденций. Это приведет к тому, что 16 крупнейших контейнерных перевозчиков мира поделятся на 4 или 3 судоходных альянса.
Эта новая структура рынка, по мнению GSF, может не совсем соответствовать антимонопольному законодательству, так как независимые судоходные компании будут либо "выдавлены" с рынка, либо "загнаны" в его небольшие ниши.
"Если рынок консолидируется до 6-10 крупных операторов, контролирующих основные направления, то это неизбежно приведет к тому, что пороговая доля рынка для создания нового альянса или консорциума станет столь низкой, что они потеряют конкурентный смысл, и перевозчики будут вынуждены конкурировать напрямую", - говорится в докладе.
GSF также сомневается, что судоходные альянсы и соглашения о совместном использовании судов полезны для конкуренции, ведь исчезают такие важные конкурентные параметры, как перевозочные мощности, частота рейсов и порты захода:  "Многие грузоотправители задаются вопросом: может лучше работать с меньшим числом полностью независимых перевозчиков вместо большого количества сотрудничающих компаний в альянсах"?
По информации г-на Уэлша сейчас некоторые грузоотправители почувствовали, что  определенная вертикальная интеграция с судоходными компаниями дает возможность улучшить взаимоотношения между грузоотправителями и перевозчиками. "Природу этой интеграции и степень, до которой она снимает проблемы грузоотправителей, еще предстоит выяснить", - добавил г-н Уэлш.
Transportweekly