← Логистика, грузы

Морская контейнерная линия может связать Петербург и Калининград

"Корпорация развития Калининградской области" (принадлежит правительству региона) разрабатывает проект контейнерной экспресс-линии "Балтийский экспресс" - из Калининграда до Петербурга. На прошлой неделе проект был представлен на заседании комитета по транспорту Калининградской торгово-промышленной палаты, говорится на официальном сайте корпорации. Планируется, что контейнеровоз будет курсировать между Калининградом и Петербургом два раза в неделю.
Инвестиции в проект составят не менее 350 млн руб., наряду с инвесторами и перевозчиками предполагается участие в нем правительств Калининградской области и РФ, которые должны будут предоставить субсидии на перевозки и проценты по кредитам и лизингу, следует из презентации проекта. При реализации проекта могут возникнуть существенные проблемы с таможенным регулированием, сообщает корпорация. Следующее заседание комитета будет посвящено взаимодействию с ФТС. Таможенное оформление товаров по общему правилу не требуется, если только товары не ввезены в Калининград по специальному режиму, уточняет Александр Надмитов, управляющий партнер юрфирмы "Надмитов, Иванов и партнеры". В регионе действует льготный режим освобождения от таможенных платежей, одно из условий которого запрещает использовать товар в других регионах.
Экономику "Балтийского экспресса" с заходом в порт Бронка, тарифы и ставки рассчитывало ООО "Феникс" (инвестор и застройщик порта), сообщила представитель "Феникса". По ее словам, это было предложение корпорации. "В середине марта расчеты были переданы, корпорация изучает наше предложение", - добавила она. Линия может появиться к августу 2017 г., на первом этапе планируется перевозить 400 TEU в неделю, объемы будут увеличиваться, говорит представитель "Феникса", уточняя, что это только планы. В Корпорации развития Калининградской области не ответили на запрос "Ведомостей".
Грузооборот калининградского порта в 2016 г. составил 11,7 млн т (по сравнению с 2015 г. он снизился на 8%, по сравнению с 2014 г. - на 16%), в том числе 1,2 млн т - грузы на паромах (снижение за год - 32%), 189 180 TEU (рост 5%), сообщает администрация морских портов Балтийского моря. Грузооборот Бронки, по данным "Феникса", в 2016 г. составил более 36 000 TEU, мощность первой очереди порта - 500 000 TEU.
Прямых контейнерных линий между Калининградом и другими регионами России сейчас нет. Для перемещения товаров железнодорожным и автомобильным транспортом требуется таможенное оформление. Паромная железнодорожная линия соединяет Балтийск (грузовой район порта Калининград) с портом Усть-Луга. На ней работают два парома, которые в ближайшее время должны быть списаны. Строительство трех новых начнется не ранее 2018 г. Среди минусов паромного железнодорожного сообщения - большое время доставки, таможенное оформление, высокая себестоимость перевозки и проч., следует из презентации "Балтийского экспресса". "Балтийский экспресс" предполагает постановку на маршрут небольших судов, главной особенностью проекта станет свободное перемещение товаров из Калининградской области на остальную территорию России и обратно по тарифам, приемлемым для малого, среднего и крупного бизнеса, цитирует "Интерфакс" заместителя гендиректора Корпорации развития Калининградской области Олега Скворцова.
Целесообразность такой линии сейчас объективно отсутствует, считает гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров: "Объем перевозок по Калининградской железной дороге в 2016 г. сократился на 6% до 10,7 млн т, из которых 8,2 млн т - это импорт и перевозки из России, причем более 7 млн т следуют из России через Прибалтику и Белоруссию и более 700 000 т - через паромную переправу". По его словам, запуск контейнерной линии под такие объемы не имеет смысла, а поскольку из региона в другие регионы России вывозятся в основном сельскохозяйственная продукция и автомобили, сложно ожидать значительного увеличения контейнерных отгрузок в направлении СЗФО. Отправление контейнеров по железной дороге из Калининградской области в 2016 г. не превышало 1000 TEU в месяц, уточняет он.
Контейнерная линия эффективнее, дешевле и мобильнее, чем паромная: большого постоянного грузопотока между регионами нет и проще проверить его необходимость с помощью контейнеровоза, говорит гендиректор Infranews Алексей Безбородов. "Балтийский экспресс" может рассчитывать на грузооборот в пределах 1500-2000 TEU в месяц, считает он. Серьезный вопрос может возникнуть в соблюдении статуса каботажного (перевозки между регионами одной страны) оборота со стороны ФТС, говорит Безбородов. Вмешательство таможенников, по его словам, снизит рентабельность перевозок. Коммерческих каботажных тарифов в портах Петербурга и Ленобласти нет, их придется разрабатывать, напоминает эксперт.
Ведомости