← Логистика, грузы

Счетная палата заявила об отсутствии согласованной политики в отношении малого бизнеса

Количество малых и средних предприятий (МСП) за шесть лет увеличилось на 27,6 млн, однако занятость на них сократилась на 16,9%, говорится в заключении Счетной палаты по итогам анализа эффективности мер поддержки МСП в рамках правительственного антикризисного плана. Аудиторы констатировали отсутствие скоординированных действий по поддержке МСП и объективной оценки состояния предпринимательской среды.
Согласно единому реестру Федеральной налоговой службы, на 10 января 2017 года в России насчитывалось 5,8 млн юрлиц и индивидуальных предпринимателей, отвечающих критериям МСП, с численностью рабочих мест 15,8 млн. По данным Росстата, в 2010 году в стране насчитывалось 4,6 млн субъектов МСП с 19 млн рабочих мест.
Таким образом, за 2010-2016 годы "количество субъектов МСП увеличилось на 1,2 млн единиц, или на 27,6%", указывает Счетная палата: "Вместе с тем количество занятого населения у субъектов МСП за указанный период сократилось на 3,2 млн рабочих мест, или на 16,9%. При этом в последние годы наблюдается рост неформальной занятости".
По данным Минэкономразвития, доля МСП в ВВП страны составляет 20%, на малый и средний бизнес приходится 6,7% общего объема основных фондов и порядка 11% инвестиций в основной капитал, отмечают аудиторы.
За 2015-2016 годы на поддержку МСП из федерального бюджета в рамках госпрограмм Минэкономразвития было выделено 28,2 млрд руб., Минсельхозом - 18,9 млрд руб., ФГБУ "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" - 11,4 млрд, из бюджетов регионов - 3,2 млрд, Корпорацией МСП - 78,8 млрд руб/ и 12,3 млрд "МСП Банком", всего - 152,8 млрд, приводит данные Счетная палата.
Региональные программы были поддержаны за счет субсидий по линии Минэкономразвития: кассовые расходы бюджета в 2015 и 2016 годах составили 17,5 млрд и 10,7 млрд руб. В программе приняли участие 85 регионов, в то же время финансовая помощь была оказана небольшому количеству субъектов МСП в 2015 году - 4%, в 2016 году - порядка 1%, указывают аудиторы: "При этом результативность оказанной финансовой помощи вызывает сомнение". Так, "в отдельных регионах установлены факты дробления бизнеса на более мелкий, предоставления финансовой поддержки ежегодно одним и тем же субъектам МСП, при этом не исключается наличие коррупционной составляющей".
"Анализ деятельности органов государственной власти Российской Федерации показывает отсутствие скоординированной политики", - заключают в Счетной палате.
Например, фактически отсутствует взаимосвязь между приоритетным проектом "Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", на который в 2017 году выделено 13,1 млрд руб., с основными документами стратегического планирования в сфере МСП, отмечают аудиторы.
"Ни один из органов государственной власти не проводит комплексную и объективную оценку состояния малого и среднего предпринимательства Российской Федерации, влияние предоставленных льгот и преференций субъектам МСП, результативности использования бюджетных средств, направленных на поддержку малых и средних хозяйствующих субъектов, а также необходимости их выделения на указанные цели в последующие отчетные периоды", - резюмируют в Счетной палате.
Например, используемый Минэкономразвития принцип проведения оценки эффективности финансовой поддержки МСП не предполагает независимого контроля и верификации собранной информации, аргументируют в Счетной палате. Кроме того, несмотря на наличие значительного числа специализированных информсистем, не обеспечивается качественная информационная поддержка малого и среднего бизнеса.
В то же время аудиторы обращают внимание, что несмотря на все недостатки в господдержке МСП, в данной сфере наметилась некоторая позитивная тенденция: увеличение количества субъектов МСП и рост предпринимательской активности. "В то же время очевидно, что эффективность реализуемых мер недостаточна, отсутствует системный результат, пока не удается диверсифицировать экономику", - констатируют аудиторы.
Rambler News Service