В Крыму фактически прекратила работу одна из крупнейших в стране рейдовых перевалок зерновых в России, которая находится за пределами двенадцатимильной зоны в нейтральных водах Керченского пролива, сообщили в крупной логистической и экспертной компании "Глогос Проект".
Причинами случившегося стали нездоровая конкуренция и ужесточение проверок после недавнего инцидента. Портовые службы контроля участили проверку судов класса "река-море" после гибели в апреле сухогруза "Герои Арсенала". Тогда судно в ходе перевалки в нейтральных водах пролива накрыло волной длиной до пяти метров, с которой капитан не мог справиться. Руководство порта ввело санкции в отношении долго эксплуатируемых судов под иностранными флагами в плохом техническом состоянии. Это не коснулось теплоходов из Российского регистра, вхождение в который требует строгого техосмотра и высокого уровня доверия, а также позволит войти в Международное объединение классификационных обществ. В компании отметили, что результат проверки оказался очень избирательным: запрет на заход в порты был введён для многих судов, которые работали на рейде Керченского пролива. Также портовые инспекторы потребовали у всех судовладельцев завизировать пребывание в иностранном государстве для разрешения на обратный заход. До этого судовладельцам достаточно было документов о выходе из территориальных вод РФ.
Как объяснили эксперты, эти меры обеспечили преимущество порту "Кавказ", рейдовая перевалка которого находилась на том же проливе, но на территории РФ. Туда ушло большинство крупнотоннажных теплоходов-накопителей, остальные перешли на традиционный фрахт с заходом в страну импортера. В результате грузооборот порта вырос на 45 процентов от первых пяти месяцев 2016 года, составив 11,209 млн. тонн. Перегрузка экспортных грузов на перевалочном районе порта Кавказ выросла на 74 процента до 3, 318 млн. тонн. Обработка зерновой продукции составила 2,326 тыс. тонн, или в 4,7 раз от указанного периода.
Специалисты напомнили, что в России уже несколько лет пытаются препятствовать рейдовой перевалке зерновых. В частности, ранее против неё выступала Объединенная Зерновая Компания, которая считала, что это приведёт к репутационным рискам в стране и прямым убыткам для российского бюджета. Глава аналитического центра "Совэкон" Андрей Сизов считает, что компания недовольна перевалкой зерна через "малые порты", а не крупные объекты, в числе которых принадлежащая компании или её акционеру Группе "Сумма" Новороссийский морской торговый порт.
Глава "Глогос проект" Константин Гриневич считает, что в ближайшее время от ситуации в плюсе будут также фрахтователи зерна в Турцию, для которых выбор флота увеличится, и судовладельцы, у которых в портах будет больше груза, экспортируемого за рубеж по другим ставкам. Также в компании считают, что закрытие рейда оздоровит рынок морских перевозок за счет роста числа судов и перераспределения потоков зерна по разным портам региона.
Южное Аграрное Агентство