Евразийская экономическая комиссия исследовала состояние механизма "единого окна" в странах-членах Евразийского экономического союза. Накануне на заседании тематического блока "Электронная таможня" результаты исследования были представлены. Оказалось, что препятствий для внедрения механизма много, и эти проблемы являются общими для всех государств-членов.
ЕЭК отмечает, что первая проблема заключается в отсутствии единого видения сферы охвата механизма "единого окна", понимания целей и задач проекта всеми участниками. "Происходит смещение акцента на развитие локальных проектов для отдельных государственных органов, а не на создание комплексного национального механизма "единого окна", ? указывается в презентации итогов исследования. К таким, например, относится портал "Морской порт" - детище ФТС.
ЕЭК натыкается на пассивность некоторых госорганов и уполномоченных организаций, которые должны заниматься разработкой механизма. Все еще сохраняется приоритет использования бумажных документов в процессе таможенного оформления, а законодательными нормами стран-участниц ЕАЭС не предусмотрено использование исключительно электронных документов, что в общем тормозит развитие механизма.
Негативное влияние оказывает и отсутствие комплексных подходов по проведению бизнес-процессов в государственных органах с учетом реализации механизма единого окна и различный уровень автоматизации деятельности госорганов и готовности к переходу на безбумажный документооборот (в некоторых случаях просто отсутствуют необходимые информационные системы).
У стран-участниц нет ни полнофункционального информационного портала национального механизма "единого окна", ни межведомственного взаимодействия, а разработанные электронные сервисы не связаны между собой. Нет ни единой модели данных для перехода на электронное информационное взаимодействие, ни единой нормативно-справочной информации и классификаторов. Затруднение вызывают и сложности с финансированием проекта.
Тем не менее, авторы исследования обращают внимание и на локальные успехи. В России к ним, по мнению авторов исследования ЕЭК, относится электронное таможенное декларирование, реализованное "на высоком уровне", портал "Морской порт" - локальный проект "единого окна", в рамках которого осуществляется взаимодействие участников ВЭД и государственных контрольных органов, портал государственных услуг и развитые сервисы оплаты платежей, налогов и сборов.
ПРОВЭД